Орг-я как объект упр-я в мен-те: понятие. сущность, типология. Современные подходы к анализу орг-ии

1. Орг -я как процесс, упорядочение чего-либо, посредством которого создается и сохраняется стр-ра управляемой либо управляющей сист. 2. Орг-якак совокупность (сист) взаимоотнош, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деят-ти, кот имеют место в процессе совместного труда. 3. Орг -я как группа людей с общими целями. Чтобы считаться орг-ей, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям: наличие не менее двух людей, кот считают себя частью этой группы; наличие по крайней мере одной общественно полезной цели, ко­торую принимают как общую все члены данной группы; наличие членов группы, кот намеренно работают вместе .4. организауия как институт, учреждение. Таким образом, орг-я - это группа людей, деят которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Под объектом упр-я следует понимать отдельную структуру орг-ии либо организацию в целом, на которую направлено управляющее действие. Субъект – орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие.Всем орг-ям присущи общие черты:

• наличие хотя бы одного сотр-ка; • наличие хотя бы одной общей цели, направленной на удовлетворение потребностей и интересов человека или общества; • получение прибавочного продукта в разных формах (материалы, услуги, информация, духовная пища); • преобразование ресурсов в ходе деят-ти (информация, финансы, материалы, энергия).

Классификации орг-й: • по отношению к власти – правительственные и неправительственные;• по отношению к главной цели – общественные и хозяйственные;• по отношению к прибыли – коммерческие и некоммерческие;• по отношению к бюджету – бюджетные и небюджетные;• по форме собственности – государственные, муниципальные и частные;• по уровню формализации – формальные и неформальные;• по отраслевой принадлежности – промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и пр.;• по самостоятельности принятия решений – материнские, дочерние, зависимые;• по размеру и численности членов орг-ии – крупные, средние, малые.

Общественные орг-ии создаются для удовлетворения социальных потребностей и интересов членов общества: политические партии, союзы, блоки, правозащитные орг-ии и др. Осуществляют добровольно общественную деят,.

Хозяйственные орг-ии удовлетворяют потребности индивидуума и общества путем хозяйственно-производительной деят-ти. Они подразделяются на производственные, научно-производственные, посреднические и др.

Правительственная орг-я (ПО) – к ним относятся орг-ии, зафиксированные в Конституции РФ, указах Президента РФ, например: министерства, федеральные агентства, Администрация Президента РФ, префектуры, районные управы и пр. На эти орг-ии распространяются различ привилегии и опред жесткие требования (привилегии – финансирование, льготы, социальное обеспечение; требования – государственный чиновник не имеет права возглавлять коммерческие струк, использовать привилегии в целях собственной выгоды либо личной выгоды своих сотр-ков). Неправительственные орг-ии – это орг-ии, кот не имеют статуса ПО.

Коммерческие орг-ии – орг-ии, ставящие своей целью получение прибыли в интересах учредителей или акционеров. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ) к ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Об-во с огранич ответ-тью (ООО) – объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деят-ти. Уставной капитал образуется только из вкладов (паев) учредителей. ООО создается и действует на основании учредительного договора и устава; если об-во создано одним лицом, то – только устава. Число участников ОО не должно превышать 50 человек.

Об-во с дополнительной ответственностью (ОДО) учреждается одним или несколькими лицами. Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность за убытки, связанные с деятю общества. ОДО создается и действует на основании учредительного договора и устава, если об-во создано одним лицом, то на основании только устава.

Акционерное об-во (АО) – это коммерческая орг-я, уставной капитал кот. разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Об-во может быть открытым (ОАО) ил закрытым (ЗАО). Акционеры ОАО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласования других акционеров общества. Число акционеров ОАО не ограничено. В ЗАО акции общества распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Число акционеров ЗАО не должно превышать 50 человек. ООО, ЗАО и АО несут ответственность по долгам в пределах своего имущества, а акционеры – в пределах своего вклада (ограниченная ответственность). Обычно стоимость имущества превышает сумму вкладов.

Полное товар-во – это коммерческая орг-я, участники кот. (полные товарищи) в соответствии с заключенными м-у ними договорами занимаются предпринимательской деятю и несут полную ответственность всем принадлежащим им имуществом (в том числе и личным).

Товар-во на вере (ТВ), или коммандитное товар-во, включает полных товарищей и вкладчиков (коммандитистов). Статус полных товарищей аналогичен статусу в полных товарищества. Коммандитисты не принимают участия в предпринимательской деят-ти и несут риск убытков товарищества в пределах внесенных ими вкладов. ТВ создается и действуют на основании учредительного договора, кот подписывается только полными товарищами (устава нет).

Некоммерческие орг-ии ставят своей целью удовлетворение общественных потребностей. Несмотря на то что цели их носят некоммерческий характер, они могут заниматься предпринимательством и получать прибыль, идущую на текущие расходы. Полученная прибыль идет не учредителям, а используется на развитие орг-ии, прибыль не облагается налогом. Бюджетные орг-ии – источником финансирования таких орг-й является государственный бюджет или бюджет какого-либо государственного органа. Бюджетные орг-ии освобождаются от многих налогов, в том числе от НДС. Небюджетные орг-ии сами изыскивают источники финансирования, в том числе источником финансирования может быть бюджет, а инвестором – бюджетная орг-я.

По форме собственности орг-ии различают государственные, муниципальные, частные и орг-ии со смешанной формой собственности. Государственные и муниципальные орг-ии полностью или частично находятся под контролем государственных или муниципальных органов власти.

Частные орг-ии – это орг-ии, созданные индивидуальными предпринимателями – товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства, а также созданные за счет взносов акционеров – акционерные общества, хозяйственные товарищества и др. Орг-ии со смешанной формой собственности образуются на основе сочетания различных форм собственности: государственной, частной, иностранной. По уровню формализации различают формальные и неформальные орг-ии.

Формальные орг-ии – это зарегистрированные в установленном порядке общественные и хозяйственные орг-ии. Это объединения людей, связанных договором о своих правах и обязанностях. Формальные орг-ии могут иметь статус юридического или неюридического лица.

Неформальные орг-ии – незарегистрированные в государственных органах власти. Это объединения людей, не связанных м-у собой формальными договоренностями о правах и обязанностях, они не регистрируются в государственных органах, создаются на базе общих интересов в области культуры, быта, спорта и др. (например, группа туристов, объединение друзей бега и т. п.). Признак формирования неформальной орг-ии – появление неформального лидера.

Современные подходы к анализу орг-ии:

Процессный подход: Ч. Барнард. рассматривает ф-ии как взаимосвязанные. Упр-е рассматривается как процесс потому, что работа по достижению целей с помощью других - это не единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий, каждое из которых является процессом, очень важным для успеха орг-ии.

Обзор соврем литературы позволяет выявить следующие ф-ии в действии орг-й:1)план-е;2) распорядительство 3)мотивация 4) руководство;5)координация; б)контроль; 7)коммуникация; 8)исслед-ие; 9) оценка; 10)принятие решений; 11)подбор персонала; 12)представительство, переговоры, заключение сделок.

Системный подход. Системный подход рассматривает организацию как интегрированную сис­тему, кот обладает определенными характеристиками.1. Открытая сист, обменивающаяся с внешней средой энергией, информацией и материалами. 2.Сист, обладающим способностью к адаптации, т.е. способностью при­спосабливаться к изменяющейся внешней среде. 3. Сложная сист, состоящая из нескольких взаимосвязанных подсистем, каждая из которых, в свою очередь, является системой (например, цехи завода).5. Обратная связь есть процесс получения информации о различных систх, для того чтобы определить их состояние и вносить коррективы, если необх.

Дост-ва: 1)позволяет решать достаточно сложные проблемы и выбирать приемлемые управленческие решения; 2)открывает широкие возможности для применении магматических мето­дов в исследовании объектов и процессов.

Недост: 1)имеет абстрактный характер и не имеет однозначной интерпретации; 2)исходит из узкого понимания проблем орг-ии, ставя их в зависи­мость от ее целей.

Ситуационный подход. Смысл его в том, что различ проблемы и ситуации требуют разных подходов. Сторонники ситуационного анализа делят все возникающие в практике проблемы на функциональные и ситуационные.

- Функциональные (стабильные) задачи определяются сложившимся разделением труда в производстве и упр-ии. Они решаются с помощью методов и средств классической школы в рамках существующих структур упр-я.

Ситуационные задачи являются следствием нарушений во взаимодействии специализированных подразделений орг-ии и следствием воздейст­вия на нее различных факторов (технико-технологических. экономических, региональных и т.п.). Их решение требует особого подхода.

Дост-ва: 1) дополняет классический подход, позволяет повысить его эффективность, а также и адаптивность орг-ии; 2) его технологии имеют практическую направленность и воспитывают у рук-ей проблемное мышление, приучают их к методам анализа ситуа­ций, ориентируют персонал на решение возникающих проблем. Недост: 1)недостаточные теоретическое обоснование, прогностическая способность и инициативность;

2) его методы предполагают выс повторяемость проблемных ситуа­ций, иначе они становятся малоэффективными.

Маркетинговый подход. предполагает, с одной сторо­ны, подчинение целей, видов деят-ти, а с другой, возможность целенаправленного воздействия ни рынок с помощью рекламы и выпускаемой продукции.При маркетинговом подходе мнение маркетолога становится определяю­щим при решении вопросов: какую продукцию следует выпускать, где, кому и по какой цене ее продавать.

1. Маркетинговый подход предполагает зависимость целей орг-ии от внешних и внутр-х условий (состояния рынка,возможностей предприятия. 2) Предполагает возможность целенаправленного воздействия на внешнюю среду (рынок) изменении ее в желаемом для орг-ии направлении. 3)Состав функций маркетингового подходя значительно расширен и включает такие как: анализ ситуации и реклама (работа с общественностью).

Дост-ва: 1) является более адекватным реальной действительности и содержит бо­лее широкий спектр стратегий по сравнению с предыдущими; 2) предусматривает возможность целенаправленного изменения рынка иформирования общественного мнения; 3)обеспечивает более выс жизнеспособность, выживаемость орг-ии. Недост: 1) связан с необхстью постоянного сбора и анализа обширной ин­формации об орг-ии и ее окружении, что требует знач затрат; 2) не хватает научной основы, позволяющей ему сформироваться полно­стью;



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: