Топика. «Общие места»

Не только в наши дни, но и в XIX в. само понятие «общее место» уже имело дурную репутацию как нечто шаблонное, мно­го раз уже встречавшееся, избитое.

Но в классической риторике, особенно у Аристотеля, «общие места» ценились высоко как способы изобретения содержа­ния речи. Само слово изобретение указывает на творческий харак­тер инвенции. «Общие места» использовали М. В. Ломоносов, Н.Ф. Кошанский, но подверг беспощадной критике В. Г. Белинский, он писал: «Риторика даст... волшебные вопросы: кто, что, где, когда, как, почему, на которые стоит только ответить, что­бы по всем правилам науки молоть вздор о том, чего не знаешь» (Белинский В.Г. Сочинения. — М., 1995.— Т. 8. — С. 512).

Однако подобные вопросы действительно могут оказаться по­лезными. Ознакомление с топами (топиками) как логическими формами мышления может помочь в построении мысли и текста. Но современные авторы учебных пособий по риторике Д. Н. Алек­сандров, Л. А. Введенская, Н. А. Безменова, Ю. В. Рождественский и др. топику не излагают, и лишь А. К. Михальская в книге «Осно­вы риторики. Мысль и слово» отводит топам («смысловым моде­лям») более 30 страниц.

Формы мышления, сопоставимые с топами античных риторов, в наши дни включаются в некоторые курсы логики в ранге поня­тий самого широкого обобщения. Многие топы могут создавать пары, они удобны в симметричном расположении материала:

Род и вид: лиственные деревья — липа, береза.

Целое и часть: деревокорни, ствол, ветви.

Причина и следствие: (примеры подберите сами).

Сходство и различие: (примеры)

Действия и страдания: в первом случае субъект воздействует

на объект, во втором случае они ме­няются местами.

Сопоставление и противопоставление: (примеры)

Общее и частное: (примеры)

Количество и качество (количественная оценка чего-либо —

качественная оценка).

Примеры единичных «общих мест»:

Имя, наименование

Место

Время

Признаки и свойства

Обстоятельства

Определение

Пример

И многое другое.

Использовались вспомогательные вопросы (кроме названных В. Г. Белинским): с чьей помощью (что-то сделано)? С какого по какое время? При каких условиях, обстоятельствах? и пр.

Предполагалось использование топов и при «изобретении», мысленном составлении текста, его редактировании и оценке: не пропущено ли что-то важное, не нарушена ли последовательность, логика, все ли обосновано и связано.

Топы выполняют организующую функцию: помогают в состав­лении плана, организации наблюдений, сборе и организации материала, его отборе.

Естественно, что такая система «опор» наиболее уместна в со­здании текстов делового и научного стилей.

Планы и их виды

План— это начальный этап творческого процесса: он позво­ляет автору, создателю чего-то нового, представить свой предмет в общем виде, его составных частях. План моделирует этот пред­мет.

План — это схема, эскиз, чертеж, словесный набросок, об­щий вид намеченного. План — это матрица, которая постепенно заполняется предметным содержанием, скелет, каркас будущего сооружения.

Виды планов разнообразны по своей структуре, по детализа­ции; они создаются в сознании человека, их словесное оформле­ние придает им стройность, четкость, упорядоченность, необхо­димую для дальнейшей работы, корректировки, кроме того, — для сохранения, передачи другим людям.

Принято считать, что план (модель, чертеж) создает только человек, животное же действует по инстинкту. Как известно, пче­лы лепят соты для меда с удивительной точностью, термиты строят высокие башни, паук сплетает геометрически безупречную пау­тину. Впрочем, нестандартные решения задач встречаются и в животном мире.

В риторике, построении текстов, литературе используются сло­весные планы: их пункты формулируются в виде номинативных предложений, вопросов и пр. Планы подразделяются на словес­ные, текстовые; графические; картинные, изобразительные; пред­метные, например модель строящегося моста; математические — в виде формул.

Планы подразделяются по степени их дробления, объему частей:

простой план, обычно из 4—8 пунктов;

сложный план — с подпунктами;

микротемный план как предел дробления.

План выполняет свою роль в подготовке к речи, докладу, лек­ции, написанию статьи, книги, а потом обычно не хранится. Но в процессе обучения учитель, профессор все же предлагает учащимся сдавать курсовую или дипломную работу на проверку с планом, чтобы видеть процесс работы и расположение ее частей. Книги выходят с оглавлением (содержанием), которое помогает читате­лю ориентироваться в их разделах.

Современные опытные ораторы редко составляют письменный текст своих докладов, лекций, для них достаточно подробного плана, к которому прилагаются числовые материалы, даты, фа­милии и пр. Такой план служит основой импровизации, а она ценится слушателями очень высоко в сравнении с чтением по написанному.

У некоторых начинающих авторов, например у старшекласс­ников, реже у студентов, наблюдается пренебрежительное отно­шение к планам предстоящего сочинения, устного рассказа, от­вета на уроке. Это пренебрежение не может быть оправдано: дело в том, что без плана текст никто не составляет. Мысленный план составляется все равно, но он отличается от письменного не в лучшую сторону: во-первых, такой план охватывает лишь на­чальную часть предстоящего текста; во-вторых, он не может быть достаточно продуман и тем более — отшлифован; наконец, без записи он забывается и искажается.

Изучение черновиков великих писателей позволяет проследить их работу над планами, выбором слов, текстом рукописей. У боль­шинства из них обнаруживаются планы и черновые наброски не только прозы, но даже лирических стихотворений.

Бесплановость приводит к плохой координации частей, содер­жательным повторам, пропускам. Старые риторики рекомендуют такую последовательность в работе над текстом выступления (со­чинения, устного рассказа):

Первоначальное намерение выбор темы план подроб­ный план -» тезисы написание или продумывание частей полный текст исполнение.

Системы образования не допускают пренебрежительного отно­шения к моделированию и планированию: это квалификационные характеристики специалиста, стандарты, учебные планы, програм­мы, алгоритмы умственных действий, чертежи и многое другое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: