Не только в наши дни, но и в XIX в. само понятие «общее место» уже имело дурную репутацию как нечто шаблонное, много раз уже встречавшееся, избитое.
Но в классической риторике, особенно у Аристотеля, «общие места» ценились высоко как способы изобретения содержания речи. Само слово изобретение указывает на творческий характер инвенции. «Общие места» использовали М. В. Ломоносов, Н.Ф. Кошанский, но подверг беспощадной критике В. Г. Белинский, он писал: «Риторика даст... волшебные вопросы: кто, что, где, когда, как, почему, на которые стоит только ответить, чтобы по всем правилам науки молоть вздор о том, чего не знаешь» (Белинский В.Г. Сочинения. — М., 1995.— Т. 8. — С. 512).
Однако подобные вопросы действительно могут оказаться полезными. Ознакомление с топами (топиками) как логическими формами мышления может помочь в построении мысли и текста. Но современные авторы учебных пособий по риторике Д. Н. Александров, Л. А. Введенская, Н. А. Безменова, Ю. В. Рождественский и др. топику не излагают, и лишь А. К. Михальская в книге «Основы риторики. Мысль и слово» отводит топам («смысловым моделям») более 30 страниц.
|
|
Формы мышления, сопоставимые с топами античных риторов, в наши дни включаются в некоторые курсы логики в ранге понятий самого широкого обобщения. Многие топы могут создавать пары, они удобны в симметричном расположении материала:
Род и вид: лиственные деревья — липа, береза.
Целое и часть: дерево — корни, ствол, ветви.
Причина и следствие: (примеры подберите сами).
Сходство и различие: (примеры)
Действия и страдания: в первом случае субъект воздействует
на объект, во втором случае они меняются местами.
Сопоставление и противопоставление: (примеры)
Общее и частное: (примеры)
Количество и качество (количественная оценка чего-либо —
качественная оценка).
Примеры единичных «общих мест»:
Имя, наименование
Место
Время
Признаки и свойства
Обстоятельства
Определение
Пример
И многое другое.
Использовались вспомогательные вопросы (кроме названных В. Г. Белинским): с чьей помощью (что-то сделано)? С какого по какое время? При каких условиях, обстоятельствах? и пр.
Предполагалось использование топов и при «изобретении», мысленном составлении текста, его редактировании и оценке: не пропущено ли что-то важное, не нарушена ли последовательность, логика, все ли обосновано и связано.
Топы выполняют организующую функцию: помогают в составлении плана, организации наблюдений, сборе и организации материала, его отборе.
Естественно, что такая система «опор» наиболее уместна в создании текстов делового и научного стилей.
|
|
Планы и их виды
План— это начальный этап творческого процесса: он позволяет автору, создателю чего-то нового, представить свой предмет в общем виде, его составных частях. План моделирует этот предмет.
План — это схема, эскиз, чертеж, словесный набросок, общий вид намеченного. План — это матрица, которая постепенно заполняется предметным содержанием, скелет, каркас будущего сооружения.
Виды планов разнообразны по своей структуре, по детализации; они создаются в сознании человека, их словесное оформление придает им стройность, четкость, упорядоченность, необходимую для дальнейшей работы, корректировки, кроме того, — для сохранения, передачи другим людям.
Принято считать, что план (модель, чертеж) создает только человек, животное же действует по инстинкту. Как известно, пчелы лепят соты для меда с удивительной точностью, термиты строят высокие башни, паук сплетает геометрически безупречную паутину. Впрочем, нестандартные решения задач встречаются и в животном мире.
В риторике, построении текстов, литературе используются словесные планы: их пункты формулируются в виде номинативных предложений, вопросов и пр. Планы подразделяются на словесные, текстовые; графические; картинные, изобразительные; предметные, например модель строящегося моста; математические — в виде формул.
Планы подразделяются по степени их дробления, объему частей:
простой план, обычно из 4—8 пунктов;
сложный план — с подпунктами;
микротемный план как предел дробления.
План выполняет свою роль в подготовке к речи, докладу, лекции, написанию статьи, книги, а потом обычно не хранится. Но в процессе обучения учитель, профессор все же предлагает учащимся сдавать курсовую или дипломную работу на проверку с планом, чтобы видеть процесс работы и расположение ее частей. Книги выходят с оглавлением (содержанием), которое помогает читателю ориентироваться в их разделах.
Современные опытные ораторы редко составляют письменный текст своих докладов, лекций, для них достаточно подробного плана, к которому прилагаются числовые материалы, даты, фамилии и пр. Такой план служит основой импровизации, а она ценится слушателями очень высоко в сравнении с чтением по написанному.
У некоторых начинающих авторов, например у старшеклассников, реже у студентов, наблюдается пренебрежительное отношение к планам предстоящего сочинения, устного рассказа, ответа на уроке. Это пренебрежение не может быть оправдано: дело в том, что без плана текст никто не составляет. Мысленный план составляется все равно, но он отличается от письменного не в лучшую сторону: во-первых, такой план охватывает лишь начальную часть предстоящего текста; во-вторых, он не может быть достаточно продуман и тем более — отшлифован; наконец, без записи он забывается и искажается.
Изучение черновиков великих писателей позволяет проследить их работу над планами, выбором слов, текстом рукописей. У большинства из них обнаруживаются планы и черновые наброски не только прозы, но даже лирических стихотворений.
Бесплановость приводит к плохой координации частей, содержательным повторам, пропускам. Старые риторики рекомендуют такую последовательность в работе над текстом выступления (сочинения, устного рассказа):
Первоначальное намерение выбор темы план подробный план -» тезисы написание или продумывание частей полный текст исполнение.
Системы образования не допускают пренебрежительного отношения к моделированию и планированию: это квалификационные характеристики специалиста, стандарты, учебные планы, программы, алгоритмы умственных действий, чертежи и многое другое.