Требования к поведению говорящего

Мы слушаем не речь, а человека, который говорит – гласит риторика.

«Говори, чтобы я мог узнать тебя», ‑ сказал Сократ. Большое внимание впечатлению слушающих о личности говорящего уделял Аристотель: «Доказательство достигается с помощью нравственного характера говорящего в том случае, когда речь произносится так, что внушает доверие к человеку, ее произносящему, потому что вообще мы более и скорее верим людям хорошим, в тех же случаях, где нет ничего ясного и где есть место колебанию – и подавно».

Эллины считали, что речь звучит для аудитории убедительнее, если оратор вообще известен как человек добродетельный; но она еще более действенна, когда нравственный авторитет говорящего завоевывается каждый раз заново в процессе выступления.

Римский ритор Квинтилиан предложил следующий совет – афоризм: если хочешь стать хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком.

Эффективно! Но выполнение этой рекомендации – задача всей жизни и носит весьма общий характер… Учитывая это, попробуем найти и держаться более конкретных рекомендаций – как сделать речь эффективнее.

Аристотель: «Есть три причины, возбуждающие доверие к говорящему, потому что есть именно столько вещей, в силу которых мы верим без доказательств, ‑ это разум, добродетель и благорасположение».

Если, таким образом, слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие.

И действительно, если человек всем и давно известен как неразумный (и даже если только в данной ситуации он обнаруживает неразумность и необъективность) – ему не поверят; если он вследствие своей нравственной негодности говорит не то, что думает – не поверят; точно так же и человека умного и искреннего, но недоброжелательного к своему адресату – тоже слушать не захотят.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: