Наиболее современные концепции управления персоналом (стратегически-ориентированная, системно-ориентированная) базируются на принципах системного подхода.
Использование системного подхода предопределяют ряд предпосылок, наличие которых является основанием для возможности его использования. К их числу чаще всего относят:
• интеграцию научных знаний, рост междисциплинарных проблем;
• комплексность проблем и необходимость их изучения в единстве технических, экономических, социальных, психологических, управленческих и других аспектов;
• усложнение решаемых проблем и объектов;
• рост количества связей между объектами;
• динамичность изменяющихся ситуаций;
• дефицитность ресурсов;
• глобализацию конкуренции, кооперации, стандартизации и т.д.
Междисциплинарность проблем управления персоналом настолько велика и очевидна, что они исследуются и в рамках управленческих наук (менеджмента), и в экономике труда, и в социологии труда, и в психологии труда, и в трудовом праве. В каждом из выделенных научных направлений практически одни и те же проблемы рассматриваются с различными акцентами.
|
|
Объективной основой комплексности и междисциплинарности проблем является, во-первых, то, что управление персоналом является одной из составных частей управления организацией, поэтому невозможно рассматривать вопросы управления персоналом без учета основных положений и принципов общей теории управления. Во-вторых, тот факт, что объектом управления является персонал, люди, имеющие в т.ч. социальные и психологические характеристики, что обусловливает необходимость включения в сферу исследования социальных и психологических проблем. В-третьих, человек как носитель рабочей силы включается в производственно-хозяйственную структуру и становится персоналом с целью использования его рабочей силы в процессе труда. От эффективности использования и развития этих способностей во многом зависят результаты деятельности организации, поэтому проблемы экономики труда, трудовых отношений выступают в качестве целевых в рамках управления персоналом. В-четвертых, регулирование социально-трудовых отношений в условиях современного общества невозможно без учета нормативно-правовых вопросов, регламентирующих права, обязанности, взаимоотношения участников процесса труда. В результате чего в сферу управления персоналом включаются и юридические аспекты.
В настоящее время происходит трансформация принципов управления, поиск конструкций систем ввиду глобализации общественных и экономических процессов, многообразия концепций и мирового опыта в этой области и их неадекватности конкретно-исторической российской действительности.
|
|
Среди основных задач управления персоналом можно выделить:
1) помощь фирме в достижении ее целей;
2) обеспечение фирмы квалифицированными и заинтересованными работниками;
3) эффективное использование мастерства и способностей персонала;
4) совершенствование систем мотивации персонала;
5) повышение уровня удовлетворенности трудом всех категорий персонала;
6) развитие и поддержание на высоком уровне системы повышения квалификации персонала и профобразования;
7) сохранение благоприятного морального климата;
8) управление внутрифирменным движением персонала;
9) управление карьерой работников;
10) влияние на творческую активность персонала, помощь в реализации инновационных планов фирмы;
11) совершенствование методов оценки персонала;
12) обеспечение высокого уровня жизни работников, который делает работу в фирме желанной.
Сложность и многогранность задач управления персоналом предполагает множественность аспектов в подходе к этой важной проблеме. Выделяют следующие аспекты управления персоналом.
1. Технико-технологический: отражает уровень развития конкретного производства, особенности использования в нем техники и технологии, производственные условия и т.п.
2. Организационно-экономический: содержит вопросы, связанные с планированием численности, состава работающих, моральным и материальным стимулированием, использованием рабочего времени и т.д.
3. Правовой: включает вопросы соблюдения действующего трудового законодательства в работе с персоналом.
4. Социально-психологический: отражает вопросы социально-психологического обеспечения управления персоналом, внедрения различных социальных и психологических процедур в практическую работу.
5. Педагогический: предполагает решение вопросов, связанных с воспитанием персонала, наставничество.
Системный подход к управлению персоналом предполагает учет всех аспектов в их совокупности и взаимосвязи при определяющей роли социально-экономических факторов. Системный подход учитывает взаимосвязи между отдельными аспектами управления персоналом и выражается в разработке конечных целей, определении путей их достижения, создании соответствующего механизма управления.
В настоящее время в специальной литературе управление персоналом рассматривается, как правило, в качестве системы, хотя само понятие «система управления персоналом» (СУП) трактуется разными авторами неоднозначно. Прежде всего, понятие системы управления персоналом должно быть рассмотрено на различных уровнях обобщения. Вo-первых, СУП — это абстрактное образование, имеющее свою специфическую структуру, механизмы функционирования, тенденции и закономерности развития. Вне зависимости от специфики организации (предприятия) управление персоналом как абстрактное образование существует в виде совокупности научных знаний в этой области, концепций, методик, технологий в этой области, которые отражают ее возможности при практическом применении.
Во-вторых, система управления персоналом должна рассматриваться как совокупность объективно протекающих в рамках организации социально-экономических процессов в сфере труда. В данном случае система управления персоналом представляет собой особую подсистему управления организацией (предприятием), отражающую отдельное специфическое направление деятельности. Ее функционирование связано с необходимостью включения персонала в структуру организации, с использованием его способностей в процессе труда, который по своей природе относится к числу социально-экономических процессов.
|
|
В-третьих, система управления персоналом есть образование, создаваемое субъектом для достижения определенных целей с учетом специфики деятельности организации. Для того чтобы организация функционировала, формируется специальная система управления персоналом, которая представляет собой систему организационно-экономических и социальных мер по созданию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования потенциала рабочей силы в организации. Субъекты управления, исходя из анализа протекающих в организации объективных процессов, своих субъективных представлений, имеющихся знаний и опыта, создают адекватную конкретной ситуации систему управления персоналом.
СУП как образование, сконструированное субъектом:
• может быть результатом обобщения практического опыта в области управления персоналом; продуктом аналитических построений; продуктом переноса наиболее универсальных научных принципов на изучаемый объект; результатом синтеза перечисленных процедур;
• отражает, с одной стороны, состояние управления персоналом в статике (элементы управления персоналом), а с другой, — в динамике (логику процесса управления персоналом и его развития);
• должна отвечать определенным установленным требованиям, благодаря чему приобретает нормативный характер. Система управления персоналом предполагает воздействие субъекта на объект или их взаимодействие.
В самом общем виде объектом управления персоналом можно назвать персонал. Персонал организации представляет собой работников, включенных в определенную производственно-хозяйственную структуру, которые в процессе труда выполняют предписанные им функции.
Активная роль в системе управления персоналом принадлежит субъекту, от результатов деятельности которого в решающей степени зависят характеристики объекта, его поведение и степень достижения целей организации. Субъект управления персоналом — это институт, орган, структура организации или лицо, в задачи которого в силу определенного места и роли в системе разделения труда входит выполнение функций по управлению отдельными социально-трудовыми процессами в организации. Степень и характер его участия в управлении персоналом подкреплены определенными правами, обязанностями и ответственностью. Управление персоналом — сложный и многоплановый процесс, некоторые функции которого в результате разделения труда относительно обособились и закрепились за отдельными специализированными субъектами. Наряду со специализированными субъектами, все функции которых связаны с управлением персоналом, в организации есть и неспециализированные субъекты, которые выполняют некоторые функции управления персоналом наряду с функциями других подсистем управления организацией. В современной практике найти субъект, который бы полностью выполнял все функции управления персоналом, практически невозможно. Наиболее близка к этому служба управления персоналом организации, но и она одна не в состоянии выполнить все функции полностью без участия других субъектов. Исключение составляют, пожалуй, лишь организации малого бизнеса, где руководитель единолично выполняет практически все функции управления персоналом.
|
|
В числе субъектов управления персоналом выделяется особый субъект-участник, т.е. тот, который непосредственно участвует в процессе реализации функций управления персоналом. К непосредственным субъектам-участникам управления персоналом относятся не только перечисленные выше, но и те, в чьи задачи не входит управление персоналом, но тем не менее они оказываются задействованными в данном процессе, например в инициативном порядке, либо оказывают содействие, выполняя обеспечивающие функции. Важнейшим субъектом-участником управления персоналом является сам персонал, буквально каждый работник организации, т.е. персонал может выступать не только в качестве объекта, но и в качестве субъекта. Обусловлено это тем, что персонал является особым видом ресурсов, который, помимо способности к труду, обладает субъективными качествами — интересами, мотивами, ценностями. Вследствие этого персонал в целом, его группы и отдельные работники не только воспринимают управленческие воздействия, но и сами активно влияют на процесс управления в соответствии с этими интересами, ценностями.
Система управления персоналом выполняет многообразные функции, которые следует отличать от функций ее элементов. Говоря о функциях системы управления персоналом, исходить, в первую очередь, необходимо из того, что система управления персоналом рассматривается как специфическая подсистема управления организацией. С этой точки зрения функцией системы управления персоналом в любой организации является реализация общих функций управления — планирование, организация, координация, контроль—относительно такого специфического ресурса, как персонал. Иначе говоря, главной функцией системы управления персоналом является обеспечение организации необходимым по количеству и качеству персоналом, способным решать стратегические, оперативные и тактические задачи, а также осуществление управляющих воздействий, направленных на эффективное использование и развитие трудового потенциала каждого работника и всего коллектива.
Принято укрупненное деление процессов на 3 группы: формирование персонала (определение потребности, привлечение, отбор, расстановка персонала), использование персонала (обеспечение рабочих мест, оценка персонала, вознаграждение и стимулирование, регулирование социально-психологического климата и др.), развитие персонала (обучение, повышение квалификации, трудовые перемещения и др.). Наличие подобного рода укрупненных функций управления персоналом (функциональных блоков) обусловлено уровнем дробления системы и позволяет говорить о сложных и простых функциях, где существование более простых функций является следствием сложности социально-трудовых отношений.
Любая система, в т.ч. и система управления персоналом, состоит из частей, элементов. Можно выделить несколько оснований деления системы управления персоналом.
1. С точки зрения сущности содержания системы: какие основные элементы, характеризующие отличительные свойства данной системы от других, входят в нее. Применительно к СУП ее деление происходит по направлениям деятельности, по содержащимся в ней частным процессам (отбор, развитие, стимулирование персонала и др.).
2. С точки зрения организационного взаимодействия элементов единой системы — какие организационно оформленные элементы взаимодействуют друг с другом при функционировании системы. В управлении персоналом, с этой точки зрения, могут быть выделены элементы, определяющие цепочку взаимоотношений субъектов и объектов управления — их права и обязанности, полномочия и компетенции, методы взаимодействия.
3. С точки зрения процесса формирования, функционирования и развития системы.
4. С точки зрения обеспечения функционирования и развития системы (элементы технического, информационного, нормативно-правового и др. обеспечения).
Система управления персоналом имеет свою структуру, благодаря которой элементы, связи и отношения в системе имеют упорядоченный характер. В качестве такой структуры может выступать служба управления персоналом, в которой в зависимости от значения, роли и приоритетности различных элементов образуются соответствующие подструктуры (отделы, сектора, группы и т.д.), обладающие определенным статусом и подчиненностью, положением в иерархии системы управления персоналом.
Характерными признаками системного подхода к управлению персоналом являются.
1. Интеграция политики. Эффективность стратегий надо оценивать не на основе их индивидуальных достоинств, а только с точки зрения их взаимодействия друг с другом и вклада в общую эффективность организации. Поэтому менеджер-кадровик должен быть больше, чем техническим специалистом, он обязан не только понимать связь программ в области управления кадрами с перспективными планами организации, но и доводить эту связь до высшего руководства.
2. Адаптация к конкретным свойствам организации. Имеется в виду специфика управления кадрами в таких профессиональных организациях, как школы, научно-исследовательские учреждения, правительственные учреждения, страховые компании и др.
3. Признание аморфности границ. М. Вебер и Ф. Тейлор считали, что работники оставляют свои личные заботы за воротами организации. Однако семейные проблемы преследуют людей на рабочем месте и затрагивают организацию в целом, так же как общественные дела и политические проблемы. Управление обязано учитывать эту связь, поощрять участие персонала в социальной и политической жизни.
4. Согласование долгосрочных и краткосрочных целей. Руководство должно понимать, что стремление оперативно решить острые проблемы часто несовместимо с их решением в долгосрочном плане. Менеджер-кадровик должен координировать сиюминутные потребности управления с долгосрочными перспективами.
Системный подход требует также адаптации к непрерывно меняющимся организационным требованиям. Сегодня управление персоналом должно исходить из разнообразия типов поведения и ценностных ориентаций. выделяя при этом три группы целей:
• экономические, имеющие первостепенное значение для предприятия (производственные, финансовые и т.д.);
• общественные, отвечающие запросам собственных сотрудников и представителей внешних групп;
• экологические, охватывающие ресурсосбережение, ограничение вредных выбросов и снижение риска загрязнения окружающей среды.