Лекция 3. Теоретические аспекты управления персоналом организации
Персонал организации: роль, понятие, структура
В период глобализации и интернационализации экономики, развития информационных технологий, усиления конкуренции и сотрудничества стратегия организации все больше ориентируется на потребителя. При этом существенно повышаются требования к гибкости производства, технологий, рынков сбыта и рабочей силы. Качество человеческих ресурсов становится главным инструментом в конкурентной борьбе. «Многочисленные исследования и опросы руководителей наиболее благополучных компаний мира позволяют сделать важное обобщение: эффективность работы (производительность) организации зависит от трех важнейших условий:
• благоприятной деловой окружающей среды;
• правильной стратегии компании;
• качества человеческих (особенно управленческих) ресурсов».
К современному пониманию роли и значения человека и управления персоналом в обеспечении стратегических планов многие крупные организации пришли после крупных провалов вполне реальных программ, на которые были выделены большие финансовые ресурсы.
Коренной перелом в отношении ценности человеческого фактора и необходимости его всестороннего развития произошел в 60-70-х г. прошлого века, когда возникла мысль о возможности развития творческого потенциала человека, о гуманистической направленности его устремлений, произошла переоценка движущих сил экономики — человеческий фактор выдвинулся на первый план, возникла теория человеческого капитала.
Современная теория человеческого капитала отражает переориентацию экономической науки с проблем использования трудовых (человеческих) ресурсов на проблемы создания качественно новой рабочей силы в условиях постиндустриального общества. Хотя ее ключевые идеи были предвосхищены еще А. Смитом, стройное оформление и бурное развитие она получила в 60-е гг. XX столетия в работах Т. Шульца, Г. Беккера и др.
На протяжении десятилетий в триаде «человеческие — материальные — финансовые» производственные ресурсы менялось стратегическое значение каждого из составляющих в зависимости от задач экономического развития.
Вплоть до начала 60-х гг. созидательные способности человека еще не играли определяющей роли в экономическом развитии, и проблемы, касающиеся процессов формирования рабочей силы, не вызывали особого интереса у западных экономистов. Традиционно считалось, что рынок труда располагает неограниченным запасом рабочих рук и в случае нехватки трудовых ресурсов в каком-либо из секторов экономики достаточно повысить в нем ставки заработной платы, чтобы вызвать перелив рабочей силы из других отраслей и обеспечить требуемое количество кадров любой квалификации. Таким образом, в центре внимания ученых преимущественно находились вопросы не формирования, а использования наличной рабочей силы.
Сейчас в мире набирает силу тенденция, в рамках которой главным фактором устойчивого развития становится человеческий потенциал. Победителем в XXI в. окажется не тот, у кого больше природных ресурсов или основных производственных фондов, а тот, у кого больше интеллектуальный капитал. Причем увеличение вложений в этот потенциал рассматривается не как вспомоществование, а как стратегическая линия, обеспечивающая повышение эффективности экономики.
В условиях эры информационных технологий изменение только уровня оплаты труда оказывается малоэффективным для обеспечения такого предложения высококвалифицированных кадров, которое может удовлетворить быстрорастущий спрос на них. Требуется решение задач, связанных с созданием качественно новой рабочей силы и с ее экономической оценкой. Таким образом, структурные изменения в экономике развитых стран послужили объективной основой возникновения теории человеческого потенциала, а затем и капитала.
В основе понятия человеческого капитала лежит понятие рабочей силы, хотя они, безусловно, не тождественны. Под рабочей силой понимается способность к труду, т.е. совокупность свойств, характеристик человека (в т.ч. наличие определенных физических и духовных способностей, навыков, умений и т.п.), необходимых ему для осуществления какой-либо трудовой деятельности и используемых им в ходе этой деятельности.
Человеческий капитал означает капитализированную стоимость способности к труду; это — имеющийся у каждого человека запас знаний, способностей и навыков, которые могут стать источниками доходов для него самого, предприятия и государства. Человеческий капитал, подобно физическому капиталу, обеспечивает своему обладателю определенной сложности профессию, должность, доход. При этом первоначальная рабочая сила, выступающая в форме природных способностей человека, может быть значительно увеличена благодаря инвестициям. Именно человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека, среди которых можно назвать обучение, подготовку на производстве, расходы на здравоохранение, миграцию и поиски информации о трудоустройстве и доходах.
Инвестиции в человеческий капитал обеспечивают рост доходности как владельцу рабочей силы — работнику, так и работодателю. Человеческий капитал неотделим от самого человека, его нельзя купить или продать сам по себе, так что работник фактически сдает свои способности в аренду работодателю. Но при этом права собственности па человеческий капитал не могут быть переданы другому лицу. Собственник рабочей силы, отчуждая ее как товар, не отказывается от права собственности на нее. Он предоставляет свою рабочую силу потребителю для временного использования в течение определенного срока.
Инвестиции в человеческий капитал оказывают долгосрочное воздействие на производственно-коммерческий процесс, и их отдача распределяется на то время, пока работник занят выполнением целесообразной деятельности. Поэтому особенно острой становится проблема закрепления персонала, получившего развитие за счет организации.
Теория человеческого капитала является концептуальной базой для разработки стратегии развития и использования людских ресурсов в современной экономике, в хозяйствующих субъектах. Она создает основу для выработки наиболее эффективной политики в области образования, использования накопленных знаний и опыта, овладения передовыми технологиями и повышения культуры труда, для формирования прогрессивной системы управления персоналом.
Другой важной концептуальной основой определения персонала современной организации является теория систем, с позиций которой работники выступают в качестве важнейшей подсистемы организации (предприятия).
При этом необходимо отметить два полюса роли человека в общественном производстве:
• человек как ресурс производственной системы (трудовой, людской, человеческий) — важный элемент процесса производства и управления;
• человек как личность с потребностями, мотивами, ценностями, отношениями.
Наиболее четко можно выделить две группы систем:
• экономические, в которых главенствуют проблемы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, а исходя из этого персонал рассматривается как трудовой ресурс или организация людей (коллектив);
• социальные, в которых главенствуют вопросы отношений людей, социальные группы, духовные ценности и аспекты всестороннего развития личности, а персонал рассматривается как главная система, состоящая из неповторимых личностей.
Переход России к рыночной экономике поставил вопрос о необходимости создания эффективных систем, обеспечивающих высокое качество человеческих ресурсов. Люди являются наиболее консервативной составляющей организации. Прежде чем изменятся не только знания и навыки, но и ценностные ориентиры, поведение, система отношений, пройдет времени гораздо больше, чем необходимо для осуществления технологических, технических изменений. Кроме того, мягкая система производства (люди и отношения), в отличие от жестких систем (техника и технология), является неизмеримо более сложной и, соответственно, требует вдумчивого, комплексного, системного воздействия.
Управление организационным поведением осуществляется посредством обеспечения целевой направленности деятельности работников, формирования инициативности и ответственности за дело, побуждения к творческой самореализации личности.
Успех деятельности любой организации в значительной степени зависит от профессионализма его работников. Современное производство все более требует от работников качеств, которые не только не формировались в условия производства, характерного для индустриального общества, но и преднамеренно сводились к минимуму, что позволяло упростить труд и уменьшить стоимость рабочей силы. К числу таких качеств относятся: высокое профессиональное мастерство, способность принимать самостоятельные решения, навыки коллективного взаимодействия, ответственность за качество готовой продукции, знание техники и организации производства, творческие навыки. Одним из отличительных качеств современного производства выступает его сильная зависимость от качества рабочей силы, форм ее использования, степени вовлечения в дела фирмы.
Для российских предприятий проблема развития и удержания квалифицированных кадров не менее актуальна, хотя далеко не все руководители считают ее приоритетной. Известно множество примеров, когда уход с предприятия одного или нескольких ведущих специалистов приводил к серьезным неприятностям или даже краху компании. Что же означает для предприятия уход работника в денежном выражении? Прежде всего, это потери от прямых инвестиций в привлечение данного сотрудника. Подсчитать их просто:
• гонорар кадрового агентства (если человек был принят на работу с его помощью);
• расходы на адаптацию человека в коллективе;
• расходы по повышению квалификации человека (обучение, стажировки и т.д.);
• выплата выходного пособия.
Косвенные потери предприятия оценить значительно труднее, поскольку к ним относятся, например, деловые контакты и личные от- ношения человека с клиентами, личные связи, перспективные наработки и многие другие нюансы, имеющие большое значение для бизнеса. Размер этих потерь может исчисляться десятками, а иногда и сотнями тысяч долларов.
Переходя к определению понятия «персонал», следует отметить, что в специальной литературе оно употребляется в одном ряду с такими как «кадры», «человеческий ресурс» и др., при этом часто все они применяются как синонимы, хотя, безусловно, в этих понятиях имеются определенные отличия.
Термин «кадры» пришел в управленческую терминологию из армейского лексикона, где он означает группу профессиональных военных — рядовых, командного состава и резерва. Внутреннее содержание данного понятия ориентировано на количественное и структурное описание состава работников организации, при этом оно априори не включает в себя индивидуальные (персональные, персонифицированные) особенности личности. Это обстоятельство в полной мере соответствовало принципам административно-командной системы управления, где интересы личности, потребности, мотивы деятельности отодвигались на второй план.
Объективные отличия в рабочей силе (профессионализм, квалификация, опыт и пр.) рассматривались сквозь призму экономических отношений, что в рамках управления проявлялось преимущественно в таких направлениях, как расстановка кадров, повышение квалификации, распределение социальных благ и привилегий отдельным категориям работников и пр.
Таким образом, функции «работы с кадрами» на предприятиях в большей мере ограничиваются техническими и организационными мероприятиями по приему, расстановке, учету работников, организации труда.
Следовательно, можно заключить, что кадры как социально-экономическая категория выражают отношения по поводу формирования и использования рабочей силы на предприятиях, в рамках которых осуществляется технико-организационное регулирование социально-трудовых процессов.
Использование категории «персонал» означает смещение акцента в управлении на индивидуально-личностные, персонифицированные особенности каждого отдельного работника. Возникновение этого понятия не следует связывать только с последствиями интеграции отечественной науки и практики в общемировую, где оно используется уже давно. Парадигмы, включающие в себя понятие «персонал», предполагают качественно новый взгляд на субъект труда. Это уже не только носитель экономических способностей к труду, а человек, личность, ресурс, реализующий в сфере труда свои особые индивидуальные потребности, мотивы и интересы, об-ладающий общегражданскими и общечеловеческими правами и обя-занностями. В понятии «персонал» человек выступает и как важный элемент процесса производства и управления, и как носитель экономических отношений, источник экономических результатов, и как личность с потребностями, мотивами, ценностями, отношениями.
Персонал организации представляет собой рабочую силу, включенную в определенную производственно-хозяйственную структуру, которая в процессе труда выполняет предписанные функции. Наконец, с правовой точки зрения персонал — это совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма.
Таким образом, использование понятия «персонал» обусловливает наличие у объекта управления не только экономических и социально-демографических характеристик, что преобладало в условиях «работы с кадрами», но и социальных, психологических и правовых. Это в большей мере подчеркивает комплексность проблем управления персоналом. С введением понятия «персонал» происходит расширение представлений о функциях управления. Помимо традиционных функций учета, стимулирования труда, организации труда и обучения в сферу целенаправленного управления вводятся новые. Не случайно в период введения понятия «персонал» в теорию и практику управления особый интерес уделяется проблемам социальных взаимоотношений, психологическим аспектам управления и пр.
Персонал — важнейший ресурс развития организации, недостаточное количество и качество которого может выступать как ограничение стратегического развития. Поэтому стратегическое развитие предприятия должно включать в себя: учет проблем персонала при анализе внешней и внутренней среды; разработку на основе общей стратегии предприятия частной стратегии управления персоналом; распределение персонала с учетом требований проблемно-ориентированных программ (ресурсное обеспечение реализации стратегии предприятия). То есть персонал рассматривается как равноправный фактор развития организации, которым необходимо управлять синхронно с другими видами деятельности.
Более того, персонал должен рассматриваться в качестве активного «мотора», источника или двигательной силы, позитивного фактора стратегического развития. Согласно этим положениям стратегия организации должна строиться исходя из наличия предпосылок ее обеспечения человеческими ресурсами, а изменения в других системах управления организацией осуществляются лишь после того, как созданы необходимые условия с точки зрения их обеспеченности квалифицированным и компетентным персоналом.
Категориальная сущность персонала конкретизируется в рамках т.н. учетно-статистического подхода, где с целью преимущественно учета «физических единиц персонала» определяются его различные группы и критерии отнесения различных работников к той или иной группе. В этой связи используются понятия «штаты», «внештатный персонал», «кадровый состав» и др., которые имеют больше практическое применение, чем научное.
Главным критерием отнесения отдельного индивида к группе «персонал» является его включенность как носителя рабочей силы в трудовые отношения в рамках конкретной организации Отношения собственности (является ли человек собственником или совладельцем организации) не имеют принципиального значения. Так, собственник предприятия, если он личным трудом участвует в деятельности организации, также должен быть отнесен к группе персонала.
Одним из документов внутриорганизационного характера, определяющим состав персонала, является штатное расписание которое отражает состав и структуру подразделений, перечень должностей, размеры должностных окладов и фонд заработной платы. К штатному персоналу (штатам) относятся работники, которые занимают должности, включенные в штатное расписание. На них распространяются в обязательном порядке все правила, нормы и стандарты поведения, взаимоотношений, единые принципы оплаты труда, замещения должностей, положения коллективного договора и пр. Эти работники пользуются всеми льготами и преимуществами, социальными благами, предоставляемыми организацией. Сам факт зачисления в штат означает признание работника в качестве постоянного члена коллектива.
В штатном персонале особо может выделяться группа кадровых сотрудников. С учетом описанного выше понятия «кадры» к ним относят «квалифицированных работников, прошедших предварительную подготовку и обладающих специальным образованием, трудовыми навыками и (или) опытом работы в соответствующей основному профилю предприятия сфере деятельности.» Наряду с кадровыми работниками, на советских предприятиях существовала практика содержать так называемых «резервных работников», низкоквалифицированных или вообще не имеющих квалификации, труд которых использовался в подсобной работе или при выполнении в то время обязательных для каждого предприятия сельскохо-зяйственных, строительных и других работ. В современных условиях доля этого персонала существенно сократилась. На западных и некоторых отечественных предприятиях в число резервных работников включается персонал, привлекаемый к труду в организации в экстремальных случаях (существенное увеличение заказов периодически возникаемая необходимость выполнять срочные работы, аварийный резерв и др.).
Помимо штатного персонала, организации могут использовать груд временных, сезонных и внештатных работников, учеников, стажеров и др. Включение их в состав персонала осуществляется либо на временной основе, либо на особых условиях для выполнения особых функций. В соответствии с этим на данную категорию персонала не распространяются общеорганизационные нормы корпоративной культуры, предусматриваются отдельные графики и режимы труда, ограничены права пользования социальной инфраструктурой и т.д.
Дискуссионным остается вопрос о включении в состав персонала работников, выполняющих функции на условиях договоров гражданско-правового характера. По форме эти сотрудники не являются персоналом организации, т.к. юридически между работодателем и работником не оформлены трудовые отношения. Однако на практике это часто становится одним из путей нарушения трудовых прав граждан, когда организация сознательно заключает с работниками гражданско-правовые договоры с целью уменьшения своей социальной ответственности перед работником, ухода от налогов.
На российских предприятиях в составе персонала в зависимости от функций, выполняемых в производственном процессе, выделяются рабочие (основные и вспомогательные), инженерно-технические работники и служащие (руководители, специалисты, служащие), младший обслуживающий персонал, ученики, охрана.
По профессионально-квалификационному признаку выделяют: персонал различных профессиональных групп; персонал различного квалификационного уровня. По месту в организационной структуре предприятия: весь персонал организации, персонал отдельного направления деятельности организации (персонал экономических служб, персонал технико-технологических отделов и т.п.), персонал отдельного структурного подразделения, отдельные работники с их статусом и функциями. По сроку работы: постоянные, сезонные и временные.
В настоящее время во многих организациях для учета квалификации и оплаты труда вводятся понятия рангов и категорий работников. Например, специалист 1 категории, специалист 2 ранга. За рубежом широко распространено деление персонала на «белых, синих и серых воротничков». В литературе представлены и другие варианты классификации персонала. В контексте рассматриваемой проблемы важно заметить, что управление персоналом каждой из отдельных групп имеет свои отличительные особенности, применительно к различным группам применяются модифицированные технологии управления.