Вопросы и задания. 1. Расскажите об истоках, предмете и обозначениях «науки о тексте» (Т.А

1. Расскажите об истоках, предмете и обозначениях «науки о тексте» (Т.А. Дейк Ван), ее связях с другими филологическими и не филологическими дисциплинами.

2. Перечислите и охарактеризуйте задачи теории текста, которые стояли перед учеными с момента зарождения науки и требуют своего разрешения в наши дни. (Они были выявлены З.Я. Тураевой и обозначены ею как «направления развития лингвистики текста», см. [148, с. 7–11].)

3. Назовите и охарактеризуйте основные аспекты и направления изучения текста (см. [9, 21, 32, 92]).

4. Чем обусловлена проблема определения текста?

5. Сделайте свою подборку определений текста, принадлежащих разным исследователям. Выделите среди определений текста монопризнаковые (осуществленные на одном основании) и покажите, на основе каких существенных свойств текста они формулируются. Проанализируйте полипризнаковые определения текста, выявите различные комплексы текстовых свойств, служащих основанием определения текста для различных ученых. Какое определение текста вам представляется оптимальным и (или) более полным, отображающим в полной мере природу текста? (В качестве начального минимума можно использовать определения текста, приведенные Л.Г. Бабенко и Ю.В. Казариным в практикуме по лингвистическому анализу художественного текста (см. [9, с. 263–265]).

6. Расскажите, как решается вопрос об объеме, границах и форме существования текста.

7. Раскройте сущность понятия «текст» в свете разграничения языка и речи (с размышлением об отличии текста от «не текста»). Охарактеризуйте текст как компонент текстовой (речемыслительной) деятельности (см. [32, 37, 40, 92, 119).

8. Охарактеризуйте текст как коммуникативную единицу. Дайте определение коммуникации, ее природы, целей. Расскажите об основном ее сегменте – коммуникативном акте, его «поверхностных» и «глубинных» компонентах (ситуации, дискурсе, конситуации, контексте, пресуппозиции, речи) (см. [32, 37, 71, 87, 92, 163, 164]).

9. Сопоставьте понятия «текст», «контекст», «дискурс». Чем объясняется дискуссионность их содержания? Какова роль текста в коммуникативном акте? (см. [32, 37, 55, 56, 87, 119, 163, 164]).

10. Дайте характеристику гипертекста с позиции лингвистики и риторики. По возможности опишите свой практический опыт читательской деятельности в сети Интернет. Согласны ли Вы с утверждением о том, что гипертекстовые технологии носят революционный характер сродни изобретению книгопечатания И. Гуттенбергом?

Подготовьте индивидуальные сообщения на темы:

1. «Текст – единица языка или речи?»;

2. «Дискурс: различие в подходах к его изучению и определению».

Рекомендуемая литература: [9], [10], [11], [21], [27], [32, гл. 2, 4, 5 и 6], [34], [37, с. 6–16], [40, с. 283-288; 303-307], [48], [55], [56], [62], [65], [68], [71], [84], [87, с. 136–137], [92, с. 8–10, 161–165], [96, с. 11, 24–31], [105], [110], [113], [114], [119], [135, с. 5–16], [148, с. 4–13], [162], [163], [164].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: