Термины «выставка» и «ярмарка» имеют близкие смысловые значения, часто используются как синонимы, но есть организационные отличия, что отражается в определениях.
Международное бюро выставок определяет выставку как «показ, основная цель которого состоит в просвещении публики путем демонстрации средств, имеющихся в распоряжении человечества, для удовлетворения потребностей в одной или нескольких областях его деятельности или будущих перспектив».
Союз международных ярмарок определяет ярмарку как международную экономическую выставку образцов, которая в соответствии с обычаями той страны, на территории которой она проводится, представляет собой крупный рынок товаров, действует в установленные сроки в течение ограниченного периода времени в одном и том же месте и на которой экспонентам разрешается представлять образцы своей продукции для заключения торговых сделок в национальном и международном масштабах.
Выделяют 10 типов ярмарок:
1. Сельское и лесное хозяйство, а также оборудование, относящееся к этим областям.
|
|
2. Продовольственные товары, предприятия питания, гостиницы и соответствующее оборудование.
3. Текстиль, одежда, обувь, кожевенное производство и соответствующее оборудование.
4. Общественные работы (гражданское строительство, отделочные работы) и соответствующее оборудование.
5. Жилище, быт и соответствующее оборудование.
6. Здравоохранение, гигиена, техника безопасности, охрана окружающей среды и соответствующее оборудование.
7. Транспорт и транспортное оборудование.
8. Информатика, средства связи, оргтехника, книжное дело и соответствующее оборудование.
9. Спорт, отдых, досуг.
10.Торговля и бытовые услуги и соответствующее оборудование.
Классификация выставок.
1. Международные отраслевые выставки («Химия», «Металлургия» и т.д.).
2. Международные специализированные выставки (авиасалоны в Бурже, Жуковском и т.д.).
3. Международные выставки, проводимые в рамках конгрессов, конференций, симпозиумов (международный конгресс геологов «Геология»).
4. Национальные выставки.
5. Дни (недели, декады) науки и техники конкретной страны.
6. Юбилейные выставки.
7. Выставки-симпозиумы.
8. Выставки каталогов отдельных фирм или группы фирм.
9. Выставки, проводимые по предложению отдельных фирм, с целью увеличения сбыта на конкретном рынке.
Процесс организации выставки включает следующие этапы:
1. Принятие решения о проведении выставки.
2. Официальное объявление о проведении выставки с указанием целей, основной тематики, сроков представления заявок и работы выставки.
3. Формирование структуры управления подготовкой и проведением выставки.
|
|
4. Прием заявок на участие в выставке.
5. Комплекс подготовительных организационно-технических мероприятий:
· распределение выставочных площадей между участниками;
· осуществление финансовых расчетов за выделение площади и материальные ресурсы, установление авансовых платежей;
· разработка транспортных инструкций.
6. Монтаж экспозиции.
7. Торжественное открытие выставки и официальный осмотр.
8. Открытие выставки для посетителей.
9. Обеспечение рабочей программы выставки.
10.Официальное закрытие выставки.
11.Демонтаж выставочной экспозиции.
12.Подведение оргкомитетом итогов выставки с точки зрения достижения поставленных целей.
На выставках и ярмарках обычно проводятся конференции, семинары, «круглые столы», пресс-конференции, презентации фирм-участниц выставки.
В нашей стране постоянно действует ВВЦ – Всероссийский выставочный центр (бывшее ВДНХ), «Нижегородская ярмарка», «Сибирская ярмарка».