Коммерческая пропаганда (паблисити) – «неличное и неоплаченное спонсором стимулирование спроса на товар, услугу или деловую организационную единицу посредством распространения о нем коммерчески важных сведений в печатных средствах информации или благожелательного представления по радио, телевидению или со сцены» (определение Американской Маркетинговой Ассоциации).
Коммерческая пропаганда рассматривается как составная часть «паблик рилейшнз» (ПР).
ПР – это планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью (определение 1948 г., Институт общественных отношений, Великобритания).
ПР – искусство и наука анализа тенденций, предсказания их последствий, выдачи рекомендаций руководству организации и осуществления программ действий в интересах и организации, и общественности (1978 г., Мехико, Мексиканское заявление).
Организационные формы паблисити:
· связь со средствами массовой информации (пресс-конференции, брифинги, рассылка пресс-релизов, производство видео- и кинофильмов, организация интервью руководителей со СМИ, установление доброжелательных отношений со СМИ);
· паблисити посредством печатной продукции (публикация ежегодных официальных отчетов о деятельности фирм, издание фирменных пропагандистских проспектов и журналов);
· участие представителей фирмы в работе съездов и конференций профессиональных и общественных организаций;
· организация фирмой всевозможных мероприятий событийного характера (юбилей фирмы, юбилей президента фирмы, юбилейный клиент, покупатель);
· деятельность фирмы, направленная на органы государственного управления (формирование «лобби», приглашение на презентацию товара-новинки первых лиц в государстве т.д.);
· другие средства паблисити.
Основные черты коммерческой пропаганды:
· широкий охват потребительской аудитории;
· достоверность;
· многообразие применяемых форм;
· броскость;
· относительно невысокая средняя стоимость одного контакта с целевой аудиторией.
Паблик рилейшнз (ПР) имеет следующие функции:
· установление взаимопонимания и доверительных отношений между организацией и общественностью;
· создание «положительного» образа организации;
· сохранение репутации организации;
· создание у сотрудников организации чувства ответственности и заинтересованности в делах предприятия;
· расширение сферы влияния организации средствами соответствующей пропаганды и рекламы.
Свои функции ПР реализует в следующих сферах человеческой деятельности:
· общественных отношениях;
· правительственных отношениях;
· международных и межнациональных отношениях;
· отношениях в промышленности и финансах;
· СМИ.
Любые мероприятия ПР включают четыре этапа (части):
· анализ, исследование и постановка задачи;
· разработка программы и сметы мероприятий;
· общение и осуществление программы;
· исследование результатов, оценка и возможные доработки.
Эти части называют системой RACE (исследование, действие, общение, оценка).
Организационные формы ПР и паблисити тесно связаны, хотя следует выделить:
· создание имиджевой, фирменной рекламы;
· финансирование общественно-полезных мероприятий;
· спонсорство;
· публикация редакционных материалов престижной направленности.