Дыхание

«УМ- ВЛАСТЕЛИН ЧУВСТВ, А ДЫХАНИЕ- ВЛАСТЕЛИН УМА»

Аристотель

Любому, кто задумывался о качестве своей речи, не должно показаться странным, что началом голосо-речевого тренинга явля­ется тренировка дыхания.

Кроме того, что «дыхание - властелин ума», оно является физио­логической основой речи, обеспечивает звук энергией. Само понятие «дух» произведено от «дыхания».

Известная фраза Ламперти: «Школа пения есть школа дыха­ния», - может относиться и к постановке речевого голоса, хотя меха­низм речи отличается от механизма пения. Какими же качествами должно обладать фонационное, re озвученное, дыхание? Помогут понять это звукоподражения и междометия. Непосредственные восклицания, являясь самыми короткими речевыми действиями, не требуют долгих раздумий, всегда окрашены эмоциями и служат своеобразной «дыхательной гимнастикой».

«Дышите глубже - вы взволнованы» - в этом афоризме мы нахо­дим намек на первое важнейшее качество' дыхание должно быть глубоким, те осуществляться нижнереберными мышцами, мышца­ми брюшного пресса и диафрагмой.

Второе качество фонационного дыхания оно должно быть высоким, т. е. усилено головными резонаторами (акустической системой, увеличивающей и обогащающей звук).

Наконец, нам требуется частое дыхание, т.е в потоке речи мы должны осуществлять постоянный автоматический рефлекторный, незаметный для аудитории, добор воздуха.

УПРАЖНЕНИЯ

«СТОН»

Представьте себе, что вы наслаждаетесь отдыхом на берегу моря. Шум волн, ласковое солнце.. Закройте глаза, чтобы ничто не отвле­кало вас, расслабьтесь и потяните звук:

ммммммм... ммммммм...

Голова медленно совершает круговые движения: мышцы шеи, лица, плеч свободны. Имитация стона на звуке М позволяет не толь­ко снять мышечное напряжение (сохранив работу дыхательного аппа­рата при свободе фонационных путей), но и найти свой речевой центр, или речевую середину, т. е. самый удобный, естественный тон звуча­ния голоса. Тон - это высота звучащего в момент речи голоса. Всякий голос имеет свой основной тон. В нем неповторимость и уникальность человеческого голоса, неслучайно есть сравнение вибраций тона с «вибрациями души».

Для точной оценки мышечных ощущений, обхватите себя ладо­нями, сделав своеобразный «поясок» из рук. Вы обязательно почув­ствуете под руками работу диафрагмы. Приблизив ладони к лицу или положив их на затылок, почувствуем вибрацию - это работают голов­ные резонаторы и особенно резонаторы носоглотки. Мы смогли удосто­вериться, что в этом упражнении отчетливо проявляют себя основные качества фонационного дыхания. Оно является одновременно глубоким

и высоким.

«СЧЕТ»

Обоими плечами и звуком голоса, вместо «один», «два» и т. д. используя согласный М, «рисуем» по порядку цифры от одного до десяти. Позвоночник, как натянутая струна, держит тело, движения плечей совершаются легко и свободно, совпадая с движением голо­са. Для силы и яркости звука постоянно добираем воздух, осущест­вляя частое дыхание.

Добиться работы резонирующих полостей, ощущения объемно­сти звука, усиления его звонкости помогут нам упражнения, исполь­зующие кроме М, и другие сонорные согласные (от лат. sonorus -«звучный»), т. е. обладающие небольшим эффектом резонирования, звуки: Н, Л, Р.

«ПОПРОШАЙКА»

Канючим: нннннну...

Отказываем: ннннни...

Умоляем: нннннна...

Отвергаем: ннннно...

Сонорные согласные можно сделать долгими, тянуть, «петь» \лх, как и гласные звуки.

«ГЛИНА»

Мнем старательно всеми пальцами одной руки воображаемую глину, помогая себе созвучиями:

ММННААЛИ - ММННУЛЛИ - ММННЭАЛИ - ММННИАЛИ - ММННОАЛИ - ММННАЛЛИ...

В дальнейших упражнениях наряду с сонорными согласными мы будем использовать следующий звукоряд гласных: АУЭ И О.

«колокол»

Движением всей руки «ударяем» в колокол и слушаем долгий отзвук, имитирующий колокольный гул:

МАМММММ - МУМММММ - МЭМММММ - миммммм - моммммм...

«СЕТИ»

Вытягиваем из моря воображаемые сети с уловом, сонорными звуками и руками осуществляя это усилие:

На мели мы лениво налима ловили.

На мели мы ловили линя.

О любви не меня ли вы мило молили

И в туманы лимана манили меня.

К. Бальмонт

Темп произнесения этого текста можно менять, меняя предлагае­мые условия. Например, зазубривший урок ученик на одном выдохе четко и монотонно выпаливает без единой паузы весь текст.

Обязательно используем во всех упражнениях, где требуется физическое действие, движение кистью руки. Речеручной рефлекс поможет не только овладеть частичным мышечным напряжением, координацией речи и движения, но и с помощью движений рук найти верный ритм, высоту, характер звучания Связь речевой зоны и зоны, регулирующей движения кисти руки, в коре головного мозга настоль­ко сильна, что малейший зажим кистей рук в момент публичного выступления приводит к зажиму речеобразующих органов. Не случай­но, формируя речевые навыки детей, мы неизменно возвращаемся к играм, пришедшим к нам от наших бабушек: «Сорока-белобока кашу варила...», «Ладушки-ладушки..» Постараемся добиться в каждом упражнении точности и энергичности, свободы и выразитель­ности, правды физического действия наших рук.

«ЗВОНОК»

Попробуйте, не отрывая пальца от звонка, одним длинным звуком позвонить приятелю в дверь.

ззззззззззз...

Проявляя нетерпение, позвоним несколько раз более настойчиво:

зззззз - зззззз - зззззз - зззззз...

Подразним долго не открывающего нам дверь друга короткими, назойливыми звонками:

зз - зз - зз - зз...

При выполнении упражнения мы могли заметить, как менялся в трех случаях тип выдыхания. В зависимости от характера дейст­вия - от плавного и спокойного к выходу с силой, а потом рывками. Так и в потоке речи постоянно происходит переключение этих трех основных типов выдыхания, создавая в эти моменты особые слож­ности для так называемого «непоставленного» голоса. Потренируем три типа выдыхания в различных ситуациях.

Фантазия с помощью мысленных представлений помогает пере­нести нас в исключительные обстоятельства, которых нет в действи­тельности, и, забыв условность, наивно, без рассуждения восприни­мать впечатления и жить ими. Ведь в видимой шуточности и легко­мысленности игры присутствует ее собственная серьезность. Про­цесс игры только тогда достигает своей цели, когда участник погру­жается в нее полностью и, что называется, всерьез: когда игра его захватывает, овладевает им, растворяет в себе.

«ПЧЕЛА»

Издалека к нам приближается пчела: жжжжжжжжжжжж... (1-й тип выдыхания).

Начинает кружить у нас над головой: жжжжжж - жжжжжж - жжжжжж... (2-й тип выдыхания).

Отгоняем руками пчелу, норовящую сесть нам на нос жж -жж - жж - жж... (3-й тип выдыхания).

Искренне и радостно существуйте в своем вымысле, разнообра­зя звучание мгновенными импровизациями (выдумками «характера» пчелы, непредвиденными обстоятельствами, неожиданными собы­тиями и т. д.).

!!! Придумаем аналогичные звукоподражательные этюды (фр. etude от лат. studium - «усердие, старание»; вид упражнения, зада­ния), в которых, изменяя действенные задачи, будем соответственно характеру этих задач тренировать навык переключения дыхания.

Некоторые ситуации для дыхательных упражнений

«На лыжах» (скользим по снегу: сссс...),

«Дрова» (пилим: зззз...),

«Воздушный шар» (надуваем, сссс...),

«Мотороллер» (заводим: рррр...) и т. п

Обратим внимание, что особенно при 3-м типе выдыхания ярко проявляется третье важное качество: дыхание должно быть частым, в отличие от певческого голоса, требующего длинного выдоха.

Навык переключения дыхания, закрепим на упражнении с текстом.

«СТОН»

Напряжение с глотки снять

И свободно зазвучать,

Отыскав удобный тон,

Помогает тихий стон:

— Ммммммм...

Раскрепощусь, начну стонать,

На стоне маму буду звать:

- Мамм-маммм, мммеду наммм.

(1-й тип выдыхания)

От стона перейду к приказу.

И что ж, как будто по заказу,

Звук диафрагма оперла

И напрягаться не дала:

— Меду нам, мам! (3-й тип выдыхания)

Я упражнение повторю

И этот навык закреплю:

— Мам-маммм, мммеду наммм. (молю)

— Меду нам, мам! (требую)

3. В. Савкова

Тип выдыхания, как видим, меняется с изменением действенных задач: молю или требую. Так и характер речи, звучания всегда зави­сит от конкретной речевой ситуации и речевого намерения. Посмо­трим, какие различные многообразные оттенки приобретет междо­метие «Ой!» в зависимости от меняющихся действенных задач, которые мы обозначим глаголами.

«ОЙ!»

Нафантазируйте мгновенно ситуацию, в которой бы вы «ойкнув» (для выразительности используйте многократное повторение этого междометия) могли:

удивиться, надсмеяться, испугаться, восхититься, задуматься, постыдить, пококетничать, поиронизировать, подзадорить, пожаловаться и т п.

Междометие, как отголосок мгновенного состояния души, каж­дый раз создается заново и не имеет объективной жизни, свойствен­ной слову. Оно всегда экспрессивно и уничтожается обращенной на него мыслью, как и чувство, разрушается самонаблюдением, анали­зом. Эта живая и богатая часть речи выражает «движение человече­ского духа» (Ломоносов) и означает в переводе с латинского «бро­шенное между полнозначными словами». Непосредственность и азарт-непременные условия выполнения подобных упражнений.

«АИ ДА Я!»

Одна действенная задача разными исполнителями может вы­полняться по-разному с разными чувствами: радостью, удивлением, печалью, гордостью, умиротворением, насмешкой. Пусть все участ­вующие в разминке похвалятся с помощью словосочетания «Аи да я!» и каждый подтрунит над другим в ответ на это: «Ну и ну!». Легкие свободные восклицания раскрепощают мышцы фона­ционного аппарата, рождают верный звук.

!!! Придумайте этюд, в котором взаимоотношения людей (или животных, или предметов) выяснялись бы только с помощью междо­метий. Выполнив это задание вдвоем с партнером сначала письмен­но, перед каждой репликой припишите глагол, выражающий намере­ние говорящего. Разыграйте свои диалоги, активно и выразительно взаимодействуя со своим партнером. Используйте как можно более разнообразные междометия. Вот лишь некоторые из них:

А! У! Э! И! О! М! Аи! Уй! Эй! Ой! Но! Фи!

Эх! Ха! Эге! Ага! Угу! Ого! Увы! Эхе-хе! Ау!

Ну же! Аи, да ну! Вот те на! Ей-богу!

Брр! Тьфу! Тш-ш! Пли! Тпру! Ей-же-ей!

Алло! Стой! Браво! Караул! Спасибо!

Бац! Хлоп! Ура! Цыц! Брысь! Батюшки!

Алле гоп! Ам-ам! Вот те раз! Вот это да!

Апчхи! Тра-ля-ля! Эх-ма! Зря! Ха-ха!

Му-у! Мяу! Цып-цып-цып! Ква-ква! и т. д.

Например, диалог «ЭКЗАМЕН»

Тук-тук-тук... - студент мнется у двери.

Да-да... - экзаменатор приглашает,

Вот! - здоровается.

Ну же! - подбадривает.

Э-э-эх! - решается (взять билет).

Кхе-кхе... - привлекает внимание.

М-м-м... Значит... Это...

Воще... М-м-м...- запутывается.

Да ну? - удивляется

Вот! - уверяет

Браво! Ай-яй-яй! - иронизирует, стыдит

Охо-хо! Там-сям! – ищет выход

Трали-вали! – предостерегает

Но-но-но! - настаивает

Так! Ни бэ ни мэ! - сожалеет.

Как же? А вы?.. - оправдывается.

Увы! Ни бум-бум! - подводит итог.

Диалог «ПОПАЛСЯ»

Эй! - контролер окликает пассажира.

Караул! - пассажир пугается, зная, что у него нет билета.

Вишь! - показывает удостоверение.

Нет, ну надо же! - притворно удивляется, не находя билета.

Ну!- требует.

Ой-ой-ой! - сетует.

Однако! - поторапливает.

Вот те на! - увиливает от ответа.

Ой ли? - не доверяет.

Полноте! Зря! - упрашивает.

Как бы не так! – требует заплатить штраф.

Что ж! - признает вину

Имейте в виду, что действенное развитие диалога предполагает наличие конфликта между общающимися сторонами, скрытого или явного. Задуманные реплики не просто произносятся, а активно направляются на достижение своей речевой цели. Этим объясняет­ся и различное качество дыхания и звучания, и многообразие инто­национных оттенков и тембральных нюансов, позволяющее наблю­дающим диалог без комментариев исполнителей верно угадать придуманную коллизию, ее исходное событие, развитие и результат. Используйте, например, такие ситуации для диалогов: «Врач и пациент», «Влюбленные», «Отцы и дети», «Опять двойка», «На птичьем дворе». Могут быть персонажи из мультфильмов: «Волк и заяц», «Кот Леопольд и мыши», «Винни Пух и Пятачок» и т. п.

В качестве тренинга полезно использовать стихотворные трени­ровочные тексты. Стихи как ритмически организованная речь хоро­шо запоминаются; вызывая положительную ритмическую эмоцию, ритмическое переживание, они приводят в действие весь организм человека, рождают свободное звучание. Они носят чисто трениро­вочный, утилитарный характер и называются мнемоническими, если задают установки на тренировку того или иного элемента внешней техники речи Таким было приведенное выше упражнение «Стон». Словесные приказы, используемые в подобных упражнениях, вклю­чают в игру, создают определенную психологическую готовность, располагают к выполнению обозначенной цели.

В стихах с междометиями можно ставить себе задачу подраз­нить, побаловаться. Поделив между несколькими обучающимися отдельные реплики, потренируем навык «действенной эстафеты», партнерства. Используйте для этого тексты, подобные этим:

«птичий двор»

Кур стерегу;

Ку-ка-ре-ку!

Снеслась в кустах:

Кудах-тах-тах!

Пугаю кур:

Мурр!Мурр!

Завтра дождь с утра:

Кря! Кря! Кря!

Молока кому: Му-у! Му-у!

«С БАЗАРА»

— Откуда идешь ты,

Лягушка-квакушка?

— С базара домой,

Дорогая подружка!

— А что ты купила?

— Всего понемножку:

Купила КВАпусту,

КВАсоль,

И КВАртошку.

Э. Мошковская

Работа над дыханием, тренировка энергетической системы голосообразования является первым этапом в овладении речевым голосом.

Слово рождается желанием, намерением достигнуть какой-либо цели. Слово - всегда есть действие, поступок. Эти задачи в дальней­шем мы будем обозначать глаголами. В игре с помощью звукоподра­жаний и междометий, используя речеручной рефлекс и стихотвор­ные тексты, мы тренируем навык переключения дыхания. Фонацион­ное дыхание должно быть глубоким, высоким и частым. Упражнения из первого урока могут быть дыхательной разминкой, т.е. предварять любые занятия голосом и речью в дальнейшем.

Голос

«ГОЛОС, ПРАВИЛЬНО ПОСТАВЛЕННЫЙ

ПО ЗАКОНАМ ПРИРОДЫ,

РАСТЕТ И КРЕПНЕТ»

К. С. Станиславский

Как бы ни было глубоко размышление, вызвавшее из наших уст звук, оно не достигнет своей цели и не обогатит слушающих нас, если этот самый звук будет сиплым, резким, гнусавым, сдавлен­ным, тусклым, хриплым, слабым, визгливым, дрожащим и т.п. И как не попасть в плен голоса прекрасного, мягкого, теплого, звучного, мелодичного!

Голос дан человеку от рождения. Голосом человек знаменует свое появление на свет. Это одна из самых удивительных и чару­ющих характеристик проявления человеческой неповторимости.

Голос - явление сложное, связанное со всем психофизическим аппаратом человека. Первое же, на что указывает любой словарь, это то, что «голос - это звучание голосовых связок». Укреплению энергетической системы нашего голосо-речевого инструмента был посвящен первый урок. Теперь обратим внимание на систему, в которой рождается звук - генераторную систему: гортань и связки, От разного способа смыкания голосовых связок зависят три вида атаки звука: мягкая, твердая и придыхательная.

Мягкая атака, при которой момент соприкасания голосовых свя­зок и прохождения воздушной струи совпадают, рождает естественный мягкий звук. В момент же публичного выступления зачастую, стремясь усилить свой голос, мы перенапрягаем связки и спокойный, благозвучный в обыденной жизни голос приобретает металлическое, резкое звучание. Говоря на твердой атаке, форсированном звуке, мы не только рискуем сорвать голос, но и вызвать негативное отноше­ние к себе со стороны слушающих. При придыхательной атаке неозвученный, «дикий» воздух опережает звуки.

Единственно физиологически правильной и комфортной для вос­приятия является мягкая атака, дающая голосу теплоту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: