Игра как метод тренинга

Игровые упражнения тренинга максимально приближены к действительности. Подражание в них сочетается с «изобретением», «открытием» оптимальных форм речевого поведения. Суть этих упраж­нений состоит именно в «игре» физических и интеллектуальных сил. Повторение «ради повторения», являющееся предшественником игры, закрепляет случайно полученный результат, ведет к повторению удачных, убедительных действий, повторению с вариациями. Таким образом происходит закрепление физического, интеллектуального, эмоционального, морального, эстетического опыта. Цель тренинга - создать действительную гармонию и согласие между бессознатель­ным и сознательным. Бессознательное - это источник, из которого мы черпаем свои творческие силы.

Желание художественного самовыявления требует смелости и настойчивости. Игровое действие позволяет развить изобретатель­ность, многоплоскостное внимание, довести до требуемого уровня чувство времени, пространства, меры, чувство правды, чувство зри­теля, означающее понимание возможностей человеческого восприя­тия. Еще в античной философии считалось, что лучшие качества, если они остались необнаруженными, не дают удовлетворения от выполнения деятельности.

В жизни приходится реализовывать практическое поведение, в игре - условное. Первое имеет целью достижение практических результатов, второе - знаний и умений. Спецификой игры является то, что игра подразумевает одновременную реализацию практиче­ского и условного поведения. Играющий одновременно помнит и не помнит то, что он участвует в воображаемой, а не подлинной ситуации (можно испытывать одновременно полярные - «боюсь» и «не бо­юсь»!). Искусство игры помогает овладеть навыком двупланового существования. Важнейший эффект игры состоит в постоянном сознании возможности разных, по словам Лотмана, «мерцающих», значений, многоярусной семантики. Художественное поведение объединяет практическое и условное, блестящий пример - пушкин­ское: «Над вымыслом слезами обольюсь».

В игре возникают «иные миры», происходит ироническое пере­осмысление стереотипов культуры. Игра является сферой эмоцио­нально насыщенной коммуникации. В игре создается модель ситуации или проблемы, решение которой в практической сфере затруднено. Проигрывание этой модели человеческих связей служит подготовкой будущего реального поведения. Игры детей -театрализация раз­личных видов деятельности взрослых. Детские игры рассматриваются как форма включения ребенка в мир человеческих действий и отно­шений, получение навыка согласованного взаимодействия.

В видимой шуточности и легкомысленности игры присутствует ее собственная серьезность. Процесс игры только тогда достигает своей цели, когда участник погружается в нее полностью и, что назы­вается, всерьез: когда игра его захватывает, овладевает им, раство­ряет в себе. Тогда лишь игра становится формой творческого поиска, опытом, способным усовершенствовать качества играющего. Пра­вила, условия и ограничения, принятые играющими, предписывают определенное заполнение игрового пространства. Заданный поря­док, структура игрового действия подразумевает одновременно и момент новизны, и непредсказуемые импровизации. Игра позволяет человеку не только принять на себя какую-то роль, но и отказаться от этой роли. Обучаемый в игре получает возможность остановить действие, «переходить», изменить ситуацию, исправить ошибку. Игра моделирует случайные, единичные, конкретные ситуации, допускает вероятность, интуицию, но познает тем самым закономерное. Повто­ряемость как факт игрового существования нацелена на выявление закономерностей. Так как предсказать все случайные «ходы» невоз­можно, то множественная значимость элементов игры делает их более семантически богатым отражением жизни. «Таким образом, каждый элемент (ход) получает двойное значение, являясь на одном уровне утверждением правила, на другом-отклонением от него» [10: 74].

Игровое действие как зрелище предполагает наличие зрителя. «Игру превращает в зрелище вовсе не отсутствие четвертой стены; скорее закрытость игры в себе и создает ее открытость для зрителя» [4:155]. Присутствие зрителя создает особое игровое пространство. Бытие игры осуществляется не в сознании или поведении играющих, наоборот, игра вовлекает их в свою сферу и сообщает им свой дух. И игра, и спектакль представляют собою замкнутый в себе мир игра­ющих и зрителя. Актер не просто исполняет роль, а представляет ее для зрителя. И игра выглядит своеобразным спектаклем, она, совершаясь в сопереживании зрителя, ставит его на место играюще­го. «Репрезентация искусства по своей сути такова, что она направле­на на кого-то, даже если при этом никто не слушает и не смотрит» [там же: 156]. Даже наедине, проигрывая свои слова, свою речь, мы нуждаемся в том, чтобы у нас «получилось», т.е. чтобы в глазах воображаемых собеседников это выглядело убедительно.

Еще одно важное свойство игры как метода тренинга: в ней царят доброта и юмор. Игре сопутствует хорошее настроение и смех. Неко­торые ученые утверждают, что смех является одним из признаков игры. Смех, вызываемый играми, обуславливает равновесие жизнен­ных сил в человеке. Диафрагма путем попеременного напряжения и ослабления воздействует на «вялые части наших внутренностей»; в смехе «душа таким образом становится врачом тела». Смех есть результат освобождения, возможен лишь благодаря устранению нашего сознательного внимания. Оздоравливающее действие смеха заключается в том, что он «разносит по всем нервам освежающее наслаждение» (Гоголь), «служит разгрузкой для чрезмерной нервной возбужденности» (Спенсер).

Чувство радости оказывает благотворное воздействие на само­чувствие всего организма. Все, что связано с подъемом душевного настроения, прекрасно влияет на мозговые центры и вызывает чрез­вычайно живое и приятное раздражение всей совокупной нервной и мышечной системы. «Во всех органах и членах ощущается прият­ное возбуждение и живая потребность в движении. Раздражение передается мышцам диафрагмы, учащается дыхание, сильно бьется сердце, выражение лица становится более оживленным, глаза приоб­ретают больше блеску; хочется смеяться и быстро двигать всеми членами» [6: 75-76].

Шуточность игровых методов тренинга и актерского, и риториче­ского, возможная внешняя потешность не грозят жизненным интере­сам человека, а потому воспринимаются как забавное развлечение, сохраняя хорошее расположение духа. В игре «некогда бояться». Игра дает человеку возможность условной победы над очень сильным или даже непобедимым противником. И в этом особенно важное психологически-воспитательное свойство1 она помогает преодолеть робость, страх перед подобными ситуациями, т.е. воспитывает эмо­ции. Смех, снимая напряжение, изменяет наше психологическое со­стояние, наполняет чувством радости, создает особенную атмосферу. Деятельность, совершаемая с наслаждением, будет выполнена точ­нее и искуснее. Наслаждение придает законченность деятельности.

Единичный акт деятельности есть единство трех сторон: мотивационной, целевой и исполнительной. Он начинается мотивом и планом и завершается результатом, к которому ведет динамичная система конкретных операций. Деятельность человека складывается из целенаправленных человеческих действий среди окружающих лю­дей и совместно с ними. Действием мы называем процесс, подчинен­ный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс, подчиненный сознательной цели.

Подчеркнем, что основным требованием и театрального, и рито­рического тренинга, творческого существования в нем, является действие. Оно пронизывает собой все многообразие элементов, свойств и связей внутренней и внешней техники. Действие выявляет, создает, синтезирует, реализует человеческие силы и способности. В действии участвуют одновременно все умственные, эмоциональ­ные, душевные и физические силы нашей природы. В основе дейст­вия лежит конфликт. Активность и воля проявляют себя в столкнове­нии, в противоречии, в сомнении, в решении проблемы. Речевое действие основывается не на тексте, а на скрытом за словами под­тексте Хотение в действии на языке театра называется задачей. Сверхзадача - это самое заветное, самое дорогое, самое важное желание. Сверхзадача всегда есть и у ритора, она должна быть созна­тельна, а выполнение ее бессознательно. Роль разума во время тренировки элементов техники сводится к тому, чтобы расчистить пути бессознательному творчеству и затем, идя за ним, подмечать и фиксировать все особенности этого бессознательного процесса.

Деятельность как таковая является способом существования человека. Именно деятельность Homo agens порождает культуру, деятельность разумная и продуктивная. Речевая деятельность всегда сопряжена с действиями подобных говорящему соратников, партне­ров, оппонентов, а осознание цели (вернее, иерархии целей), средств и способов действия - это определение своей тактики по отношению к другому человеку. Всякая разумная деятельность стремится к неко­торому благу. Разумная деятельность совершенного человека озна­чает прекрасное выполнение этой деятельности. А потому совершен­ный человек - это искусный человек. Античное искусство - техне предполагало единство опыта и знания. Для того чтобы быть искус­ной, деятельность должна быть последовательной, целесообразной, чистой, «правильной» (максимально приближенной к образцу, норме), «надежной» (давать максимальную возможность достижения наме­ченного результата), продуктивной и плодотворной.

Использованная литература:

1. Античные риторики/ Под ред. А.А.Тахо-Годи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.

2. Апинян Т. А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2003.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человече­ской судьбы: пер. с англ. / Общ. ред. М.С.Мацковского. - СПб.: Лениздат, 1992.

4. ГадамерХ.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер.с нем/ Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988.

5. Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват.учреждений. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 1996.

6. Далькроз Е. Жак. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. Шесть лекций. - СПб.: Театр и искусство, 1913.

7. Евреинов Н. Н. История русского театра. - Нью-Йорк, 1955.

8. Жинкин Н. И. Язык - речь - творчество (Избранные труды). Сост. С. И. Гиндина - М.: Лабиринт, 1998.

9. Каган М. С. Философия культуры. - СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1996.

10. Лотман Ю. М. Об искусстве.-СПб.: «Искусство-СПБ», 1998.

11. Миллер С. Психология игры. - СПб.: Университетская книга, 1999.

12. Мочалов Ю. Композиция сценического пространства. (Поэтика мизансцены.) Учеб. пособие для учеб.заведений культуры. - М.: Просвеще­ние, 1981.

13. ПотебняА. А. Мысль и язык. - К.: СИНТО, 1993.

14. Ролик Р. Тезисы с комментариями (К основам эстетики). - СПб., 1994.

15. РумневА. А. О пантомиме. Театр, кино. - М.: Искусство, 1964.

16. Современный философский словарь./ Под общ. ред. В. Е. Кемеро­ва. - 2-е изд., испр. и доп. - Лондон, Париж, Люксембург, Москва, Минск/ «ПАНПРИНТ», 1998.

17. Станиславский К. С. Собрание сочинений в 9-ти т. Т.З: Работа актера над собой. Часть 2: Работа над собой в творческом процессе воплощения: Материалы к кн.. Вступ. ст. Б. А. Покровского - М.: Искусство, 1990.

18. Станиславский К. С. Собрание сочинений в 9-ти т. Т.4. Работа актера над ролью. Материалы к книге./ Сост., вступ. ст., коммент. И. Н. Виноградской. -М.: Искусство, 1991.

19. Станиславский К. С. Работа актера над собой, ч. 1: Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. - М.: Искус­ство, 1985.

20. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. / Пер. с нидерл. В.В. Ошиса - М.: Прогресс-Академия, 1992.

21. Чехов Михаил. Литературное наследие в двух томах. Т. 1. Воспоми­нания. Письма. / Сост. И. И. Аброскина, М. С. Иванова, Н. А. Крымова; Вступ. статья М. О. Кнебель. - М.: Искусство, 1986.

22. Чехов Михаил. Литературное наследие в двух томах. Т. 2. Об искус­стве актера./ Вступ. статья М. О. Кнебель. - М.: Искусство, 1986.

23. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 81 т. - Спб., 1890 -1904.

24. RES PHILOLOGICA: Филологические исследования. / Ред. Д.С. Лихачев. - М.-Л.: Наука, 1990.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: