Игровые упражнения тренинга максимально приближены к действительности. Подражание в них сочетается с «изобретением», «открытием» оптимальных форм речевого поведения. Суть этих упражнений состоит именно в «игре» физических и интеллектуальных сил. Повторение «ради повторения», являющееся предшественником игры, закрепляет случайно полученный результат, ведет к повторению удачных, убедительных действий, повторению с вариациями. Таким образом происходит закрепление физического, интеллектуального, эмоционального, морального, эстетического опыта. Цель тренинга - создать действительную гармонию и согласие между бессознательным и сознательным. Бессознательное - это источник, из которого мы черпаем свои творческие силы.
Желание художественного самовыявления требует смелости и настойчивости. Игровое действие позволяет развить изобретательность, многоплоскостное внимание, довести до требуемого уровня чувство времени, пространства, меры, чувство правды, чувство зрителя, означающее понимание возможностей человеческого восприятия. Еще в античной философии считалось, что лучшие качества, если они остались необнаруженными, не дают удовлетворения от выполнения деятельности.
|
|
В жизни приходится реализовывать практическое поведение, в игре - условное. Первое имеет целью достижение практических результатов, второе - знаний и умений. Спецификой игры является то, что игра подразумевает одновременную реализацию практического и условного поведения. Играющий одновременно помнит и не помнит то, что он участвует в воображаемой, а не подлинной ситуации (можно испытывать одновременно полярные - «боюсь» и «не боюсь»!). Искусство игры помогает овладеть навыком двупланового существования. Важнейший эффект игры состоит в постоянном сознании возможности разных, по словам Лотмана, «мерцающих», значений, многоярусной семантики. Художественное поведение объединяет практическое и условное, блестящий пример - пушкинское: «Над вымыслом слезами обольюсь».
В игре возникают «иные миры», происходит ироническое переосмысление стереотипов культуры. Игра является сферой эмоционально насыщенной коммуникации. В игре создается модель ситуации или проблемы, решение которой в практической сфере затруднено. Проигрывание этой модели человеческих связей служит подготовкой будущего реального поведения. Игры детей -театрализация различных видов деятельности взрослых. Детские игры рассматриваются как форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений, получение навыка согласованного взаимодействия.
В видимой шуточности и легкомысленности игры присутствует ее собственная серьезность. Процесс игры только тогда достигает своей цели, когда участник погружается в нее полностью и, что называется, всерьез: когда игра его захватывает, овладевает им, растворяет в себе. Тогда лишь игра становится формой творческого поиска, опытом, способным усовершенствовать качества играющего. Правила, условия и ограничения, принятые играющими, предписывают определенное заполнение игрового пространства. Заданный порядок, структура игрового действия подразумевает одновременно и момент новизны, и непредсказуемые импровизации. Игра позволяет человеку не только принять на себя какую-то роль, но и отказаться от этой роли. Обучаемый в игре получает возможность остановить действие, «переходить», изменить ситуацию, исправить ошибку. Игра моделирует случайные, единичные, конкретные ситуации, допускает вероятность, интуицию, но познает тем самым закономерное. Повторяемость как факт игрового существования нацелена на выявление закономерностей. Так как предсказать все случайные «ходы» невозможно, то множественная значимость элементов игры делает их более семантически богатым отражением жизни. «Таким образом, каждый элемент (ход) получает двойное значение, являясь на одном уровне утверждением правила, на другом-отклонением от него» [10: 74].
|
|
Игровое действие как зрелище предполагает наличие зрителя. «Игру превращает в зрелище вовсе не отсутствие четвертой стены; скорее закрытость игры в себе и создает ее открытость для зрителя» [4:155]. Присутствие зрителя создает особое игровое пространство. Бытие игры осуществляется не в сознании или поведении играющих, наоборот, игра вовлекает их в свою сферу и сообщает им свой дух. И игра, и спектакль представляют собою замкнутый в себе мир играющих и зрителя. Актер не просто исполняет роль, а представляет ее для зрителя. И игра выглядит своеобразным спектаклем, она, совершаясь в сопереживании зрителя, ставит его на место играющего. «Репрезентация искусства по своей сути такова, что она направлена на кого-то, даже если при этом никто не слушает и не смотрит» [там же: 156]. Даже наедине, проигрывая свои слова, свою речь, мы нуждаемся в том, чтобы у нас «получилось», т.е. чтобы в глазах воображаемых собеседников это выглядело убедительно.
Еще одно важное свойство игры как метода тренинга: в ней царят доброта и юмор. Игре сопутствует хорошее настроение и смех. Некоторые ученые утверждают, что смех является одним из признаков игры. Смех, вызываемый играми, обуславливает равновесие жизненных сил в человеке. Диафрагма путем попеременного напряжения и ослабления воздействует на «вялые части наших внутренностей»; в смехе «душа таким образом становится врачом тела». Смех есть результат освобождения, возможен лишь благодаря устранению нашего сознательного внимания. Оздоравливающее действие смеха заключается в том, что он «разносит по всем нервам освежающее наслаждение» (Гоголь), «служит разгрузкой для чрезмерной нервной возбужденности» (Спенсер).
Чувство радости оказывает благотворное воздействие на самочувствие всего организма. Все, что связано с подъемом душевного настроения, прекрасно влияет на мозговые центры и вызывает чрезвычайно живое и приятное раздражение всей совокупной нервной и мышечной системы. «Во всех органах и членах ощущается приятное возбуждение и живая потребность в движении. Раздражение передается мышцам диафрагмы, учащается дыхание, сильно бьется сердце, выражение лица становится более оживленным, глаза приобретают больше блеску; хочется смеяться и быстро двигать всеми членами» [6: 75-76].
Шуточность игровых методов тренинга и актерского, и риторического, возможная внешняя потешность не грозят жизненным интересам человека, а потому воспринимаются как забавное развлечение, сохраняя хорошее расположение духа. В игре «некогда бояться». Игра дает человеку возможность условной победы над очень сильным или даже непобедимым противником. И в этом особенно важное психологически-воспитательное свойство1 она помогает преодолеть робость, страх перед подобными ситуациями, т.е. воспитывает эмоции. Смех, снимая напряжение, изменяет наше психологическое состояние, наполняет чувством радости, создает особенную атмосферу. Деятельность, совершаемая с наслаждением, будет выполнена точнее и искуснее. Наслаждение придает законченность деятельности.
|
|
Единичный акт деятельности есть единство трех сторон: мотивационной, целевой и исполнительной. Он начинается мотивом и планом и завершается результатом, к которому ведет динамичная система конкретных операций. Деятельность человека складывается из целенаправленных человеческих действий среди окружающих людей и совместно с ними. Действием мы называем процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс, подчиненный сознательной цели.
Подчеркнем, что основным требованием и театрального, и риторического тренинга, творческого существования в нем, является действие. Оно пронизывает собой все многообразие элементов, свойств и связей внутренней и внешней техники. Действие выявляет, создает, синтезирует, реализует человеческие силы и способности. В действии участвуют одновременно все умственные, эмоциональные, душевные и физические силы нашей природы. В основе действия лежит конфликт. Активность и воля проявляют себя в столкновении, в противоречии, в сомнении, в решении проблемы. Речевое действие основывается не на тексте, а на скрытом за словами подтексте Хотение в действии на языке театра называется задачей. Сверхзадача - это самое заветное, самое дорогое, самое важное желание. Сверхзадача всегда есть и у ритора, она должна быть сознательна, а выполнение ее бессознательно. Роль разума во время тренировки элементов техники сводится к тому, чтобы расчистить пути бессознательному творчеству и затем, идя за ним, подмечать и фиксировать все особенности этого бессознательного процесса.
|
|
Деятельность как таковая является способом существования человека. Именно деятельность Homo agens порождает культуру, деятельность разумная и продуктивная. Речевая деятельность всегда сопряжена с действиями подобных говорящему соратников, партнеров, оппонентов, а осознание цели (вернее, иерархии целей), средств и способов действия - это определение своей тактики по отношению к другому человеку. Всякая разумная деятельность стремится к некоторому благу. Разумная деятельность совершенного человека означает прекрасное выполнение этой деятельности. А потому совершенный человек - это искусный человек. Античное искусство - техне предполагало единство опыта и знания. Для того чтобы быть искусной, деятельность должна быть последовательной, целесообразной, чистой, «правильной» (максимально приближенной к образцу, норме), «надежной» (давать максимальную возможность достижения намеченного результата), продуктивной и плодотворной.
Использованная литература:
1. Античные риторики/ Под ред. А.А.Тахо-Годи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.
2. Апинян Т. А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2003.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: пер. с англ. / Общ. ред. М.С.Мацковского. - СПб.: Лениздат, 1992.
4. ГадамерХ.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер.с нем/ Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988.
5. Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват.учреждений. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 1996.
6. Далькроз Е. Жак. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. Шесть лекций. - СПб.: Театр и искусство, 1913.
7. Евреинов Н. Н. История русского театра. - Нью-Йорк, 1955.
8. Жинкин Н. И. Язык - речь - творчество (Избранные труды). Сост. С. И. Гиндина - М.: Лабиринт, 1998.
9. Каган М. С. Философия культуры. - СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1996.
10. Лотман Ю. М. Об искусстве.-СПб.: «Искусство-СПБ», 1998.
11. Миллер С. Психология игры. - СПб.: Университетская книга, 1999.
12. Мочалов Ю. Композиция сценического пространства. (Поэтика мизансцены.) Учеб. пособие для учеб.заведений культуры. - М.: Просвещение, 1981.
13. ПотебняА. А. Мысль и язык. - К.: СИНТО, 1993.
14. Ролик Р. Тезисы с комментариями (К основам эстетики). - СПб., 1994.
15. РумневА. А. О пантомиме. Театр, кино. - М.: Искусство, 1964.
16. Современный философский словарь./ Под общ. ред. В. Е. Кемерова. - 2-е изд., испр. и доп. - Лондон, Париж, Люксембург, Москва, Минск/ «ПАНПРИНТ», 1998.
17. Станиславский К. С. Собрание сочинений в 9-ти т. Т.З: Работа актера над собой. Часть 2: Работа над собой в творческом процессе воплощения: Материалы к кн.. Вступ. ст. Б. А. Покровского - М.: Искусство, 1990.
18. Станиславский К. С. Собрание сочинений в 9-ти т. Т.4. Работа актера над ролью. Материалы к книге./ Сост., вступ. ст., коммент. И. Н. Виноградской. -М.: Искусство, 1991.
19. Станиславский К. С. Работа актера над собой, ч. 1: Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. - М.: Искусство, 1985.
20. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. / Пер. с нидерл. В.В. Ошиса - М.: Прогресс-Академия, 1992.
21. Чехов Михаил. Литературное наследие в двух томах. Т. 1. Воспоминания. Письма. / Сост. И. И. Аброскина, М. С. Иванова, Н. А. Крымова; Вступ. статья М. О. Кнебель. - М.: Искусство, 1986.
22. Чехов Михаил. Литературное наследие в двух томах. Т. 2. Об искусстве актера./ Вступ. статья М. О. Кнебель. - М.: Искусство, 1986.
23. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 81 т. - Спб., 1890 -1904.
24. RES PHILOLOGICA: Филологические исследования. / Ред. Д.С. Лихачев. - М.-Л.: Наука, 1990.