Для оратора, как и для актера, его инструментом является он сам его голос и тело. И как любой художник, оратор должен учиться владеть этим богатым инструментом, подчинять его своим творческим целям.
Известно, что любое искусство начинается с освоения определенной азбуки, и только искусство устной словесности появляется как бы само по себе. Но за настоящим мастерством, изяществом, легкостью искусства живого слова скрыт труд, затраченный на его достижение Формирование творческой привычки, или тренинг всех элементов внутренней и внешней техники речи наиболее плодотворно могут быть осуществлены с помощью игрового метода Все упражнения нацелены на достижение единства внешнего и внутреннего.
Насилие - плохое средство для творчества. Необходимо избегать всего того, что идет наперекор природе, логике, здравому смыслу. Это лишь вызовет нарочитость, наигрыш и фальшь. Устойчивое дыхание, физический тонус, верная осанка, ясность и выразительность звукового потока позволяет донести до слушателя все нюансы движения мысли и чувства. В жизни мы говорим то, что нужно, что хочется сказать ради какой-то цели, необходимости, ради «подлинного, продуктивного и целесообразного словесного действия» (К Станиславский).
|
|
Творческий метод, известный как система Станиславского, имеет большое значение для искусства и науки речевого поведения. Этот метод помогает развить внутренние элементы психотехники-воображение, внимание, эмоциональную память; усовершенствовать аппарат воплощения - голос, интонацию, жесты, движения; и в единстве внутреннего и внешнего достичь действенности - основного показателя выразительной и убедительной речи.
Теория творчества нужна тем, кому есть что «систематизировать». Это полностью согласуется с утверждением Аристотеля из трактата «Риторика», что актерская способность может считаться более безыскусственной в том смысле, что она «есть дело природы».