Как музыкант постоянной тренировкой поддерживает подвижность пальцев, так и ежедневная зарядка способствует развитию эластичности и подвижности мышц речевого аппарата. Это необходимо, чтобы позднее получить право, забыв свою кропотливую подготовительную работу, отдаться свободно творческой интуиции, искусству речи, непременным условием которого является легкость. Систематическая тренировка укрепляет речевой аппарат, предохраняет его от срывов, подготавливает к творческому процессу. «Техника в искусстве способна иной раз как-то притушить искру вдохновения у посредственного художника, но она же раздувает эту искру в великое и неугасимое пламя у подлинного мастера» (И. Яссер).
Цобиться слаженной работы всех компонентов техники поможет лишь верное речевое действие, отточенное в игре.
С помощью игры творческие законы становятся нашей привычкой, подсознанием, природой. Игра - это всегда интерес, свобода, азарт, положительные эмоции, увлеченность. В игре «некогда бояться» Магическая сила условного «если бы» как рычага, переводящего из действительности в мир творчества, - необходимый прием в методике формирования многих риторических навыков.
|
|
Голосо-речевой тренинг дает каждому ощущение хозяина своих собственных сил и возможностей. В жизни, по сравнению с игрой, человеческая активность может быть понижена. Игра как особая форма человеческих взаимодействий, повышая интенсивность существования, требует предельной мобилизации сознания и интуиции, воспламенения «творческого чувства». Легкость игры не означает отсутствия подлинных усилий. Постановка игровой задачи при воспроизведении модели коммуникативного акта может быть нацелена на развитие смелости, настойчивости, инициативы, смекалки, организаторских способностей; игровое действие способствует развитию внимания, наблюдательности, памяти, воли. Игровые действия служат развитию мышления, воображения, творческих возможностей, навыка согласованного взаимодействия. Очарование игры состоит в непредсказуемости, в рискованной свободе выбора решения и удовольствии, приносимого испытанием и употреблением своей силы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Волнение при выходе на аудиторию приходилось испытывать, наверное, каждому. Но степень этого волнения бывает разной. Иногда оно столь велико, что человек не в силах с ним справиться, такое состояние называют «болезнью ораторской лихорадки». Она может повлечь за собой многие нелепые недоразумения. Тренировка ораторских качеств и навыков должна помочь преодолеть неуверенность в своих силах. Но самообладание дается нелегко. Известная рекомендация гласит: чтобы чувствовать себя смелым, действуйте смело! Уверенность в себе - важное качество оратора. Это качество людей, которые хорошо знают, что они делают и чего хотят. Они дружелюбны и спокойны, бодры и энергичны. Они открыто выражают свою позицию, их взгляды и действия четки и ясны, лишены показной бравады.
|
|
Интересным и поучительным для начинающего оратора будет рассказ мастера устного выступления, блестящего оратора, соединившего в себе и ученого, и артиста, Ираклия Андроникова.
Читая вслух, вспомните те рекомендации, о которых говорилось в материалах тренинга, насладитесь остроумным и изящным стилем автора (Текст дается в сокращенном виде).