Тема 14. Теория общественного выбора

1. Методология анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека». Методологический индивидуализм. Политика как обмен.

2. Модель взаимодействия политиков и избирателей. Общественный выбор при прямой демократии. Модель медианного избирателя. Общественный выбор при представительной демократии. Парадокс голосования.

3. Модель конкуренции групп давления за политическое влияние. Лоббизм. Логроллинг.

4. Модель бюрократии. Теория поиска ренты.

5. Политико-экономический цикл.

6. Проблемы эффективности государственного вмешательства в экономику.

Ключевые понятия и термины

«Бочонок с салом» («pork barrel») – классическая форма логроллинга, закон, включающий набор небольших локальных проектов.

Группы со специальными интересами (groups with special interests) – совокупность индивидов, для которых одни и те же мероприятия вызывают однонаправленные изменения полезности.

Лоббизм (lobbying) – влияние групп избирателей с особыми интересами на представителей власти (законодательной или исполнительной) с целью принятия выгодного для этой группы решения.

Логроллинг (logrolling) – практика взаимной поддержки законодательных инициатив путем обмена голосами.

Модель медианного избирателя (median voter model) – модель, характеризующая существующую в рамках прямой демократии тенденцию, согласно которой принятие решений осуществляется в соответствии с интересами избирателя-центриста (человека, занимающего место в середине шкалы интересов данного общества).

Парадокс голосования (paradox of voting) – ситуация, возникающая в случаях, когда голосование, основанное на принципе большинства, не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества.

Поиск политической ренты (political rent seeking) – политическая деятельность, направленная на получение рентных доходов.

Политический деловой (политико-экономический) цикл (political business cycle) – ускорение темпов экономического роста перед выборами, сменяющееся снижением его темпов после выборов.

Правило большинства (majority rule) правило политического выбора, согласно которому выбор осуществляется на основе предпочтений большинства голосующих. В этом случае принятые решения отличаются неравенством и неэффективностью.

Правило единогласия (unanimity rule)– правило голосования, согласно которому решение принимается только в том случае, если за него проголосуют все участвующие в голосовании. В этом случае учитываются предпочтения и мнения всех членов общества.

Представительная демократия (representative democracy)– политическая система, при которой население выбирает только политических руководителей государства, осуществляющих управление страной в интересах избирателей.

«Провалы» (фиаско) государства (правительства) (government failure) – случаи, когда государство (правительство) не способно обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов в соответствии с принятым в обществе представлением о справедливости.

Прямая демократия (direct democracy) – политическое устройство общества, при котором все решения принимаются путем голосования всех членов общества.

Рациональное неведение (rational ignorance) ситуация, когда избиратели не видят пользы от участия в политическом процессе.

Теория общественного выбора (public choice theory) раздел экономической науки, изучающий закономерности выбора путей деятельности правительства в области экономики и то, каким образом осуществляется этот выбор под давлением демократической системы.

Экономика бюрократии (economics оf bureaucracy) система организаций, удов­летворяющая как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, и, во-вторых, часть своих доходов она извлекает из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности.

Литература: [1, с. 17–38; 4, c. 369–390; 5, c. 448–467; 6, c. 601–610; 9, c. 679–687; 11, c. 342–361; 12, c. 380–410; 13, c. 228–242; 14, c. 538–544].

Тесты и задачи

1. К основным сферам анализа теории общественного выбора относятся:

а) спрос, предложение, рыночное регулирование;

б) избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика регулирования;

в) эффективность общественного производства;

г) культура, наука, образование, здравоохранение.

2. Теория общественного выбора предполагает, что действия и выбор людей, выполняющих государственные обязанности, определяются:

а) национальными традициями политической жизни;

б) заботой об общественном благе;

в) их собственными интересами;

г) советами политических консультантов.

3. Политическая рента – это:

а) политическая карьера, которую могут делать богатые люди, используя свое личное богатство и экономическое влияние;

б) экономическая выгода, полученная при использовании политического процесса;

в) денежный доход, получаемый депутатом;

г) нет правильного ответа.

4. Лоббизм – это:

а) процесс влияния групп с «особыми интересами» на принятие решений законодателей;

б) взаимная поддержка депутатов путем обмена голосов при принятии законодательных решений;

в) процесс регулирования рынка государственными структурами;

г) все ответы правильны.

5. К причинам несостоятельности государственного регулирования экономики (с позиций теории общественного выбора) относятся:

а) отсутствие механизмов стимулирования труда;

б) редкость и ограниченность природных ресурсов;

в) наличие демократических основ управления;

г) несовершенство политического процесса, ограниченный контроль над бюрократией, растянутость во времени процессов принятия и реализации политических решений.

6. В эффекте «бочонка с салом» следует считать «салом»:

а) наказы избирателей депутатам;

б) постановления правительства;

в) указы президента;

г) предложения, удовлетворяющие интересы отдельных групп депутатов.

7. Медианный избиратель – это избиратель, который:

а) голосует только за депутатов центристской партии;

б) обладает средними умственными данными;

в) одинаково симпатизирует всем политическим партиям;

г) имеет интересы, лежащие в середине шкалы интересов данного общества.

8. Логроллинг – это:

а) принцип проведения парламентских слушаний по вопросам национальной безопасности;

б) принцип, ограничивающий деятельность депутатов по разработке определенных законов;

в) практика взаимной поддержки депутатов путем «торговли» голосами;

г) все ответы правильные.

9. К несовершенствам политического процесса можно отнести:

а) лоббизм;

б) логроллинг;

в) поиск политической ренты;

г) все ответы верны.

Ответы: 1. б); 2. в); 3. б); 4. а); 5. г); 6. г); 7. г); 8. в); 9. г).

Задача. Три жильца маленькой улицы Андрей, Борис и Виктор решили украсить ее цветочными клумбами. Вопрос о количестве клумб жители будут решать голосованием по принципу простого большинства. Стоимость каждой клумбы составляет 300 ден. единиц. Известно, что от установки клумбы Андрей получает 20 % общей выгоды, Борис– 30 %, а Виктор – 50 %. В таблице указано, как будет изменяться общая выгода при увеличении количества клумб.

Количество клумб                    
Общая выгода, ден. ед.                    

а) сколько клумб будет решено установить при равном участии в оплате расходов?

б) сколько клумб будет решено установить, если оплата расходов будет осуществляться пропорционально размеру получаемой выгоды?

Решение. При равном участии в оплате расходов установка каждой дополнительной клумбы будет стоить для Андрея, Бориса и Виктора по 100 ден. единиц. Голосование будет идти до тех пор, пока хотя бы у двух жителей предельные выгоды будут превышать предельные затраты. Соответственно выбор остановится на двух клумбах, потому что при продолжении голосования за установку трех клумб предельные затраты Бориса и Виктора будут превышать предельные выгоды и они проголосуют против.

Когда жители оплачивают расходы пропорционально размеру получаемой выгоды, предельные затраты по установке каждой дополнительной клумбы будут составлять для Андрея 150 ден. единиц, для Бориса – 90, для Виктора – 60. Аналогично предыдущей ситуации голосование будет идти до тех пор, пока хотя бы у двух жителей предельные выгоды будут превышать предельные затраты. В данном случае голосование остановится на девяти клумбах, когда предельные выгоды каждого жителя равны предельным затратам. Этот случай представляет собой идеальный пример общественных выборов, когда происходит наиболее полное удовлетворение интересов каждого члена.

Ответ: а) 2 клумбы; б) 9 клумб.

Кол-во клумб Предельная общественная выгода (МSВ) Предельная частная выгода (MРB) Личная предельная выгода
Андрея, 50 % Бориса, 30 % Виктора, 20 %
   
           
           
           
           
           
           
           
           
           

ЛИТЕРАТУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: