Управление жилищно-коммунальным комплексом

Жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) – это один из наиболее значимых элементов муниципального хозяйства, важнейшая часть территориальной инфраструктуры. Его деятельность в значительной степени формирует жизненную среду человека – комфортность жилища, микрорайона, города, муниципального образования.

Основу ЖКК составляет жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) которое представляет собой крупную отрасль непроизводственной сферы, предназначенная для сохранности и улучшения использования жилищного фонда, бесперебойного обеспечения населения коммунальными услугами, необходимыми для жизни и деятельности человека, дальнейшего повышения общего уровня благоустройства и санитарного состояния муниципальных образований.

В составе ЖКХ выделяют следующие отрасли:

· жилищное хозяйство;

· водопроводно-канализационное хозяйство;

· теплоэнергетическое хозяйство (тепловые сети и коммунальные
котельные);

· электроснабжение (коммунальные электрические станции и электрические сети);

· газовое хозяйство (газовые сети и сооружения);

· санитарную очистку и благоустройство городских территорий;

· дорожно-мостовое хозяйство и другие сферы.

Услуги, оказываемые жилищно-коммунальным хозяйством, представляют собой материальные услуги непроизводственного назначения. Услуги, предоставляемые населению жилищно-коммунальным хозяйством, делятся на услуги индивидуального и общественного потребления. Первые доводятся непосредственно до каждого потребителя (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и т.д.).

Вторые включают обслуживание мест общего пользования в многоквартирных жилых домах, лифтового хозяйства, придомовых территорий (уборка, сбор и вывоз отходов), территории муниципальных образований (уборка улиц, строительство, ремонт и уборка дорог, мостов, тротуаров, озеленение, уличное освещение, утилизация и захоронение твердых бытовых отходов и т.д.).

По социальной значимости предприятий ЖКХ можно выделить три уровня жизнеобеспечивающих систем. Так, большинство служб ЖКХ обеспечивают удовлетворение первоочередных жизненных потребностей населения (особенно в крупных городах). Такие службы ЖКХ как, электро-, тепло-, газоснабжение, водопровод и канализация, городской электротранспорт несут важную социальную нагрузку и относятся к первому уровню жизнеобеспечивающих систем. Прекращение функционирования любой из названных служб (или какие-то сбои в их работе) может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Критерием выделения следующих двух уровней выступает временной фактор - необходимость пользования продукцией или услугами ежедневно или с каким-либо временным интервалом. В связи с этим ко второму уровню жизнеобеспечения относятся те виды деятельности ЖКХ, пользование которыми потребитель осуществляет ежедневно или с периодичностью в несколько дней (например, услуги по уборке мусора в жилых домах).

К третьему уровню относятся те виды деятельности ЖКХ, результатами которых потребители пользуются по мере необходимости. Прежде всего это подавляющая часть услуг жилищного
хозяйства (мелкий и аварийный ремонт) и т.д.

ЖКХ - это замкнутый, внешне ограниченный и зависимый тип производства: оно замкнуто на потребностях, формируемых на конкретно заданной территории; оно ограничено, т.е. и имеет предел, определяемы масштабами указанной потребности в соответствующих услугах на ограниченной территории; оно зависимо от ряда факторов, которые формируют величину и структуру этих потребностей в каждый соответствующий период времени.

Таким образом, жилищно-коммунальные предприятия не могут выступать в качестве самостоятельного производителя, определять по своему усмотрению формы, объемы и масштабы деятельности. Их функционирование жестко привязано к инфраструктуре, ограниченной пространственной и функциональной организацией города.

Организационно и технически предприятия жилищно-коммунального комплекса не могут ввести на практике избирательное обслуживание клиентов, их деятельность носит обезличенный характер и обслуживает не отдельных потребителей и даже не какую-либо группу, а всю их совокупность на определенной территории. Отсюда следует отсутствие непосредственного контакта сторон, при этом свои услуги предприятия ЖКХ отпускают в кредит, на условиях последующей оплаты, что порождает проблему перманентной задолженности.

Нормальное функционирование жилищно-коммунального хозяйства в значительной мере связано с другими отраслями муниципального хозяйства и системами народнохозяйственного уровня. К последним относятся, например, системы газо - и электроснабжения, которые, являясь необходимыми элементами ЖКХ, относятся к отраслям, не входящим в систему муниципального подчинения. Таким образом, некоторые услуги коммунального характера оказываются предприятиями, которые сами не производят продукцию, а являются посредниками между предприятиями-производителями и населением города. В первую очередь это относится к таким видам услуг, как предоставление электроэнергии и газоснабжение.

Все эти энергоносители вырабатываются, добываются предприятиями соответствующих отраслей (министерств и ведомств) и по своим транспортным магистралям проводятся к городам и другим населенным пунктам, где предприятия, отвечающие за подвод этих энергоносителей к жилым домам и другим потребителям, покупают у поставщиков их продукцию и, используя собственное оборудование распределения и подачи энергоносителей, осуществляют их перепродажу их прямым потребителям. Отсюда возникают сложные задачи организации и управления распределением, учетом и расчета стоимости предоставленных услуг и произведенных затрат по коммунальным теплоносителям, электроэнергии и газу.

По этим видам ресурсов основными снабжающими организациями являются:

· электроэнергия – региональные энергосистемы, а в удаленных районах – местные электростанции;

· природный газ – организации, входящие в состав РАО «Газпром»;

· теплоэнергия – ТЭЦ, принадлежащие региональным энергосистемам, и местные котельные, значительная часть которых находится в муниципальной собственности;

· водоснабжение и водоотведение – организации типа «Водоканал», в большинстве своем муниципальные предприятия, в отдельных городах – акционерные общества.

Такие предприятия, обеспечивающие поставку указанных ресурсов по распределительным сетям, являются естественными локальными монополистами.

Тесная взаимосвязь ЖКХ со всеми элементами и подсистемами городского и народнохозяйственного уровней приобретает особое значение при решении проблем муниципального управления, требующего комплексного подхода к функционированию и развитию административно-территориальных территорий.

Анализ развития ЖКХ с позиций территориального управления (городского и внутригородского уровней) с выявлением и анализом всей совокупности факторов и условий, воздействующих на эффективное развитие города как места проживания, работы, отдыха и получения всех
видов услуг, необходимых для гармоничного развития людей, позволяет подходить к нему с более широких позиций и определять как жилищно-коммунальный комплекс.

Таким образом, жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) - сложное многоотраслевое образование, в котором каждая отрасль выполняет четко поставленные задачи.

По своей природе ЖКК представляет собой целостную систему, а не простую сумму отдельных отраслей. Он развивается по свойственным ему объективным законам, а территориальная целостность предопределяет необходимость комплексного подхода к формированию системы управления им. Для построения эффективной системы управления ЖКК необходимо учитывать его особенности как объекта управления, которые определяются прежде всего тем, что это сложный конгломерат предприятий различных отраслей, тесно взаимосвязанных едиными экономическими и социальными целями и задачами.

В составе ЖКК укрупнено можно выделить три основных блока:

· жилищное хозяйство, т.е. жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их предприятий и организаций;

· системы инженерного обеспечения жилой застройки города или ресурсообеспечения (электроэнергия, тепло, газ, вода);

· общегородское коммунальное хозяйство (дороги, благоустройство территории, вывоз и переработка бытовых отходов и ряд других).

Важной особенностью ЖКК является разнообразие форм подчиненности его предприятий в территориальном аспекте. В крупных городах с районным делением часть отраслей имеет предприятия и организации, разбитые по подчиненности по административным округам и районам города. К ним относятся: жилищное хозяйство; ремонтно-строительное производство; часть дорожного и паркового хозяйства. При другом районировании, не совпадающем с административными районами города, имеются сетевые хозяйства, такие, как водопроводно-канализационное, газовое, теплоэнергетическое. В некоторых отраслях отсутствует районирование управления и они являются общегородскими, например, часть дорожного хозяйства и целевого благоустройства.

Важнейшей особенностью ЖКК как объекта управления является его направленность на удовлетворение приоритетных потребностей населения. Предприятия ЖКК, удовлетворяя соответствующие потребности населения и других категорий потребителей, обеспечивают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности человека и служат одной из важнейших предпосылок развития экономического потенциала и формирования имиджа городских территорий. Именно поэтому управленческая деятельность городских властей муниципального образования в большей степени ориентируется на решение проблем жилищно-коммунального комплекса.

К особенностям организации жилищно-коммунального комплекса города можно отнести следующие:

· отсутствие у потребителя выбора исполнителей услуг и практическое отсутствие возможности отказа от их приобретения;

· отсутствие, как правило, количественной оценки качества предоставляемых услуг;

· отсутствие понятных для населения ориентиров оценки качества большинства жилищно-коммунальных услуг;

· использование в ходе технологического процесса предоставления услуг сложной инженерной инфраструктуры, относящейся к конкретной территории (сетей водопровода, канализации, теплосетей, устройств по передаче электроэнергии и т.д.) и повышенные требования к их надежности;

· необходимость четкой взаимосвязи на всех стадиях производственного процесса;

Указанные особенности требуют специального подхода к организации жилищно-коммунального обслуживания населения с учетом специфики местных условий при формировании нормативно-правовой базы, определяющей гарантируемый исполнителем уровень качества услуг и действенные механизмы защиты прав потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: