Все эти формы изучаются в синтаксисе и риторическими могут быть названы далеко не всегда. С определением риторические они выполняют особую роль: Цицерон начинает свой трактат «О природе богов» обращением к Бруту («Как ты знаешь, Брут...»), для того чтобы оживить научный текст, нелегкий для восприятия, внести элементы диалога в рассуждения.
Восклицания повышают эмоциональный уровень речи, они редко вносят новую информацию в текст, а также они вносят и элемент диалога:
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь!
Принимаю!
И приветствую звоном щита!
(А. Блок)
Здесь — диалог с персонифицированными весной и жизнью. Особенно разнообразны риторические вопросы: они, во-первых, далеко не всегда имеют адресата: «За что?» Л. Н. Толстого, «Кто виноват?» А. И. Герцена, во-вторых, они совсем не требуют ответа:
О чем ты веешь, ветр ночной?
(Ф.И. Тютчев)
Бывает, что они уже содержат в себе ответ, автор передает свое убеждение в форме вопроса: «Кто не знает дядю Степу?»
Наконец, адресат риторического вопроса бывает очень широк, несмотря на то что назван вполне конкретно:
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?
К. Симонов обращается не к одному А. Суркову, своему фронтовому другу, а к миллионам отступавших под желтыми дождями, оставлявших врагу родные города и села.
Иногда в вопросе содержится утверждение, а не вопрос; обвинение в форме вопроса, что подчеркивается восклицательной интонацией:
«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое с песком и с илом?»
(И.А. Крылов)