Период
В старых риториках речь подразделялась на отрывистую и периодическую, т.е. состоящую из крупных, усложненных предложений. Однако понятие «период» более связывалось с особым типом усложнения: это предложение или компонент текста (сложное синтаксическое целое), которые как бы распадаются на две части. Обычно первая, большая, часть с восходящей интонацией состояла из нескольких сегментов; вторая, разрешающая, часть имела нисходящий тон. Период создает богатые возможности ораторской речи, ступени смысла и раскаты голоса. Модель периода:
Вершина
| ||||||||||
| ||||||||||
Эта фигура определяет смысл, содержание и интонацию: внешнюю, звучащую при устном исполнении, и внутреннюю, эмоциональную, при чтении «про себя».
Различают периоды временные, противительные, условные, заключительно-обобщающие и др. (по соотношению второй и первой частей). Возможна аналогия с предложениями, входящими в состав сложного.
|
|
Образцы периодов находим в речах Демосфена, в проповедях ранних христиан, у протопопа Аввакума. Удивительным мастером периода был М. Ю. Лермонтов: это вторая часть «Смерти поэта», сочинение «Панорама Москвы», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Особенной высоты поэт достиг в стихотворении, которое приведено ниже целиком:
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль в утра час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.