Эстетическое воспитание - целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусство и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входят воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству.
Эстетическая эмоция - высший этап развития человеческой чувственности в ее действенном непосредственном проявлении. Это эмоциональная реакция, отражающая уровень духовной жизни человека, его представление о желаемом и практическом как в настоящем, так и в будущем. По эстетическим эмоциональным реакциям ребенка можно судить об успехах или неуспехах эстетического развития воспитуемого. Эстетические эмоции оказывают влияние на развитие таких Творческих способностей человека, как воссоздающее творческое воображение и фантазия. В результате действия эстетической эмоции рождается эстетическое переживание - конкретное /психическое состояние организма, вызванное определенной системой эмоционально-эстетических / переживаний, невозможных вне личностного смысла.
|
|
Эстетическое чувство- социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к явлению или предмету.;
Эстетическая потребность - одна из основополагающих потребностей личности, внутренний побудитель.
Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.
Развитие эстетического восприятия, чувств и представлений детей.
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованности. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного, эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.
|
|
Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами и переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.
Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее, к понимаю, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.
Развитие художественно-творческих способностей детей Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности - составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно они имеют большое своеобразие, которое выражается в непосредственном отображении действительности, вере в ч^пр^дивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях.
/ Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на подражании,
Саходит широкое отражение в игровой деятельности детей - образной реализации их впечатлений от кружающега-миря^__
Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он еще неустойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.
Для сюжетно-ролевой игры характерно не только наличие замысла в выборе и определении темы, сюжета, но и творческого воображения в их осуществлении.
Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок.
Так же как и в игре, творчество детей проявляется в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений.
Таким образом b дошкольном образе наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. — ^ Формирование основ эстетического вкуса.
Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а что бы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
Основные средства эстетического воспитания
Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления с эстетикой быта, с / прекрасным в труде, природе, общественных явлениях и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни - большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.
Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего.
Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними:
|
|
1. Целесообразность, практическая оправданность обстановки.
2. Чистота, простота, красота.
3. Правильное сочетание цвета и света, создающее зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета.
4. Bсе компоненты оформления должны составлять единый ансамбль. С первых лет жизни детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. В этом отношении одним из сильнейших средств воздействия является пример самого воспитателя.
Мощным средством эстетического воспитания является родная природа. Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката.. Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка, у
Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также являются важными средствами эстетического воспитания. Улицы, здания, памятники также способствуют эстетическому и нравственному воспитанию детей. Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство. Оно знакомит детей с жизнью всей страны, воспитывает любовь к Родине, ее честным, добрым и мужественным людям. Произведения искусств являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Детям доступны многие его виды: литература, музыка, живопись, театр, кино.
/ Условием и средством эстетического воспитания является художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесное художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративная прикладная практика, дизайн.
Методы эстетического воспитания.
Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель мог показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.
|
|
Выразительность интонации при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой
вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое и эмоциональное проявление взрослым своих чувств служат активными методами воздействия на ребенка, т.к. опираются на особенность детства - подражательность.
/ Практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций (желание создавать своими руками: лепить, рисовать, мастерить, украшать, участвовать в художественной деятельности разных видов).
Формы организации
По принципу управления | Под прямым руководством | Под косвенным |
деятельностью детей | взрослого | руководством взрослого |
По способу объединения | Совместная деятельность | Индивидуальная, |
детей | детей и взрослого: • фронтальная • по группам • с одним ребенком | подгруппами |
По видам деятельности | Занятия,экскурсии, | Театрализованные игры, |
праздники, игры, | повторение занятий, | |
развлечения, труд | праздников. |
№2 Эстетическое восприяти е
С первых дней своей жизни ребенок попадает в мир неизвестных и непривычных для него явлений, под воздействием которых его мозг и психика приходят в деятельное состояние. Начинается знакомство с внешним миром. Уже на первом месяце жизни у ребенка наблюдается избирательно-эмоциональная реакция на внешние события. В момент проявления первичных потребностей у новорожденного нет даже самых элементарных образов и представлений, но уже на первом году жизни у ребенка развиваются познавательные и эмоциональные реакции. По данным физиологии, созревание мозга ребенка совершается быстрее, если его вовлекать в ориентировочную деятельность, предоставляя ему различные игрушки. Жажда новых впечатлений постоянно развивается в познавательной потребности, которая дифференцируется на эстетическую. Предметная деятельность вводит ребенка в мир неизвестной ему меры человеческой жизни. Она дает первые представления о форме (через линию, цвет, звук) и содержании (через значение) предмета, формирует, организует его зрительные и слуховые восприятия, а через них способность к различению особенностей предметов.
Таким образом, уже в дошкольный период формируются исходные элементы, которые составят впоследствии структуру эстетической потребности.
Дошкольный возраст является стадией накопления исходной информации: у ребенка проявляются первые навыки эстетического восприятия и деятельности, складываются основы эстетической культуры. Но объект еще не становится источником эстетических знаний, он больше служит источником непосредственного выражения чувств.
"Ребенок обращается к рисунку или книге, песне или сказке не потому, что он видит их эстетическую значимость. Им руководит познавательный интерес, любопытство, пытливость, у него 'нет связи между целью и способ действия. Его отношение к доступному ему эстетическому проявлению действительности неустойчиво. Ребенка вводят в мир книг, красок, музыки, прежде чем у него возникает какая-либо форма эстетического отношения к действительности. Привлекая ребенка к изобразительной деятельности, музыкальным занятиям, воспитатель способствует активизации мышления, обостряет интерес, определяет его избирательность; от систематических и направленных упражнений у ребенка развиваются органы зрения, осязания, вкуса. Но этот возраст пластичен и неустойчив, отчего чаще всего встречаются случайные проявления желаний и интересов.
Поэтому на воспитателе лежит серьезная ответственность за подбор и организацию средств, внешних факторов, за формирование целенаправленного, устойчивого, эстетически-содержательного появления личности.
3 ВОПРОС Разработка плана лекционного занятия педагогической и психологической