Монтескье и Руссо

Подлинный взлет политической мысли Западной Европы приходится на ХVIII в. Он связан в первую очередь с эпохой Просвещения, с периодом подготовки и осуществления Великой французской революции. В этот период многие важные политические идеи и принципы естественнoгo права, общественного договора и разделения властей, выдвинутые на предшествующих этапах, получили классическое выражение, значительно более полное и глубокое обоснование и развитие. Политические взгляды французских просветителей сыграли роль идейно-теоретической основы борьбы за революционное обновление общества. Особенно велика здесь роль Шарля Луи Монтескье (1689-1755) и Жан Жака Руссо (1712-1778).

Две основные проблемы находились в центре творчества Ш. Монтескье, особенно его знаменитого труда «О духе законов» (1748): социально-политическая обусловленность законодательства, «духа законов» общим дyxoм нации и наилучшая рациональная организация и функционирование политической власти на основе законности и принципа ее разделенного на законодательную (представительную), исполнительную и судебную. В историю политической мысли Ш.Монтескье вошел прежде всего как родоначальник теории разделения властей, которую он разрабатывал, развивая идеи Локка, на основе обобщения реального опыта политической системы Англии того периода, где такое разделение практически осуществлялось. Монтескье исходил из того, что вытекающее из природы человека постоянное злоупотребление властью можно и нужно предотвращать путем разделения ее на три указанные ветви, которые будут контролировать и сдерживать друг друга. Это же позволит обеспечить господство и верховенство права в политической жизни. В этой связи он решительно выступал против абсолютизма.

Монтескье был против господствовавшей тогда договорной теории происхождения государства и самого понятия («общественный договор». Не отвергая вообще концепцию естественного, до государственного, до гражданского состояния общества, он в то же время не соглашался с ее трактовкой как Гоббсом, так и Локком. С его точки зрения, возникновение государства и права - это закономерный исторический процесс, продукт войн. Характер общества, государства и законодательства определяется, по Монтескье, как физическими (прежде всего географическими), так и моральными (принципы государственного строя, нравственность, религия, обычаи и традиции) факторами. Первые преобладают на самых низших ступенях развития общества, а вторые - в условиях цивилизации. По признанию самого Монтескье, его книга «О духе законов» была написана ради доказательства «триумфа морали над климатом».

Свобода для Монтескье - это «право делать все, что дозволено законами». В связи с этим он различает в зависимости от характера отношений государственной власти с гражданами три основные формы правления: республику (демократическую или аристократическую), монархию и деспотию. В республике, основу которой составляет добродетель (забота о благе страны), власть принадлежит либо всему народу (демократия), либо его части (аристократия). Монархия выступает как основанное на законе единоличное правление, главной опорой которого выступает дворянство, а главным принципом - честь. Деспотия - это тоже единоличная власть, но опирающаяся на страх, произвол, беззаконие и поэтому являющаяся неправильной формой государства. Для разных по размеру государств Монтескье признавал типичными различные государственные формы: для небольших - республика, для средних - монархия, для больших - деспотия. Но главное для него не форма, а характер организации государственной власти. Так, он показал, что и в обширных по территории государствах может использоваться республиканская форма правления, если при этом в территориальной организации государства применяется принцип федерализма. Принцип разделения властей также призван был служить обеспечению законности и свободы.

Политические идеи Ж.Ж.Руссо получили выражение прежде всего в его известном труде«Об общественном договоре» (1762), в котором выдвинутые до него идеи естественного права и общественного договора получили классическое обоснование. Как и Локк, он не соглашался с Гоббсом в изображении естественного состояния общества как «войны всех против всех». В отличие и от Гоббса и от Локка, он видел в нем эталон, а не реально существовавшее в древности общество гармонии человека и природы, свободы и равенства, которому противоречила существовавшая в то время социально-политическая реальность. Вся история человечества с момента заключения общественного договора и образования государства предстает у Руссо как все большее отдаление от идеалов свободы и равенства.

В основе социально-политических взглядов Ж. Ж.Руссо лежало признание не отчуждаемости прав и свобод человека и народного суверенитета как основы республиканского строя. В результате общественного договора члены общества передают свои естественные права и свободы народу как единому политическому организму и суверену, становясь в то же время неотъемлемой частью этого целого. На этом должна основываться любая законная власть. Опираясь на это, Руссо обосновал право народа на свержение абсолютизма и деспотизма, необходимость использования прямого волеизъявления народа и достижения социально-политического равенства граждан, подлинной свободы, демократии и справедливости, что оказало огромное влияние особенно на радикальных деятелей французской революции 1789-1793 г г., прежде всего якобинцев (Марат, Робеспьер и др.).

Суверенитет народа, по Руссо, вытекает из сути общественного договора и проявляется в его законотворчестве. Политическая свобода имеет место там, где граждане сами принимают законы и находятся под их защитой. Народный суверенитет неотчуждаем и неделим. Считая волю народа неотчуждаемой, он выступал против представительной власти, называя ее рабством Признание неделимости народного суверенитета привело Руссо к отрицанию принципа разделения властей, которому он противопоставил принцип разграничения функций государственных органов при подчинении исполнительных органов законодательным, выражающим волю суверенного народа.

В рамках подлинного народовластия Руссо признавал лишь одну форму государства - республику. Вместе с тем он различал разные формы организации правительства - монархия, аристократия и демократия в зависимости от числа участвующих в управлении лиц. По его мнению, при народовластии даже монархия становится республикой, ибо монарх, по сути дела, выполняет роль главы правительства.

Значение идей Монтескье и Руссо трудно переоценить. Они не только знаменовали новый этап в развитии политической- теории, но и оказали самое глубокое и непосредственное воздействие на ход, политической истории. В принятой в 1789 г. знаменитой французской Декларации прав человека и гражданина торжественно закреплялись естественные и неотъемлемые права человека, равенство граждан пред законом, принцип разделения властей и т.д. Учение Монтескье и Руссо оказало огромное влияние не только на подготовку и развитие французской революции, но и на борьбу за независимость в США и на взгляды ее идеологов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: