Мор и Кампанелла

Видное место в истории политической мысли XVI-XVII вв. принадлежит родоначальнику утопического социализма английскому гуманисту Томасу Мору (1478-1535) и продолжателю его учения итальянцу Томасу Кампанелле (1568-1639), Их учение коренным образом отличалось от большинства других идейно-политических течений, ибо с позиций реального гуманизма выражало и защищало интересы угнетенных и обездоленных и поэтому резко критиковало существовавшие в то время социально-политические порядки. В условиях, когда частная собственность, подавление и угнетение масс, неравенство и бесправие рассматривались как незыблемая основа любого общественного устройства, ранние социалисты-утописты изобразили, пусть в абстрактной форме, такой общественно – политический строй, в котором господствует общественная собственность, принципы гуманизма, демократии, свободы, равенства, социальной справедливости, высокой нравственности и т.д.

Т-Мор в знаменитой «Утопии» (1516) прежде всего изобличает угнетательскую сущность современного ему английского государства и его кровавого законодательства, порочность частной собственности, в,которой он видит основной источник всех зол, бедствий,.противоречий, паразитизм и корысть аристократии и духовенства, их безразличие к судьбам обездоленных. В противоположность этому, он, описывает такое идеальное общественное устройство на, якобы существующем острове Утопия, где нет частной собственности и денег, установлено всеобщее имущественное рабство, труд является обязательным, господствуют свобода и демократия, все должностные лица избираются народом, Отчитываются перед ним и действуют в его интересах. Государство организует производство и распределение, борется с преступностью, обеспечивает мирные необходимые условия своим гражданам. Во главе государства стоит князь, который избирается и может быть смещен народом, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Сенат, состоящий из старейших и опытных граждан, другие чиновники - слуги народа - избираются каждый год. Все важнейшие вопросы решаются народным собранием и сенатом. Основой государства служит семья как главная ячейка общества, в которой господствуют патриархальные нравы и традиции. Т.Мор показал миролюбие утопийцев и резко критиковал агрессивные войны. В его трудах разоблачается коварство внешней политики тогдашних правителей. В той же связи он выступал против допускавшегося Макиавелли противопоставления политики и морали.

Через столетие Т.Кампанелла в книге «Город Солнца» тоже выступает против частной собственности как причины всех пороков общественно-политической; жизни. В изображенном им городе Солнца, также, как и на острове, Утопия, ликвидирована частная собственность, введен всеобщий труд, благодаря чему резко сокращен рабочий день и есть возможность для разностороннего развития личности, потребление носит общественный, уравнительный и аскетический характер, обеспечено действительно демократическое устройство государства, равенство мужчин и женщин, трудовое воспитание, развитие науки и техники и т.д. Во главе государства стоит самый образованный и мудрый гражданин, готовый уступить место тому, кто окажется образованнее и мудрее. Ему помогают три помощника, которые ведают вопросами: войны и мира; ремесла, науки, учебных заведений и искусства; земледелия, скотоводства, брака и воспитания, медицины и др. Идея привлечения ученых к государственному управлению занимает важное место в политических воззрениях Кампанеллы.

Все граждане старше 20 лет входят в Большой совет, который контролирует деятельность чиновников и решает кадровые вопросы. Законы у соляриев; как и у утопийцев, немногочисленны, кратки и ясны, а правосудие гласно и быстро, в противоположность существовавшему тогда реально чрезвычайно сложному и запутанному средневековому законодательству и судопроизводству. Как и Мор, Кампанелла показывает, что в условиях отсутствия частной собственности государство становится миролюбивым по своей природе. Он осуждает господствовавший аморализм в политике, а лучшим средством достижения идеального политического и общественного устройства считает просвещение позднее к.Маркс отмечал, что Кампанелла, как и Макиавелли и Боден, начал рассматривать государство «человеческими глазами», выводя его естественные законы не из теологии, а из разума и опыта.

Политические идеи раннего утопического социализма получили затем дальнейшее развитие в учении социалистов-утопистов ХVIII в. (Ж. Мелье, Морелли, Г.Бабеф) и особенно классиков утопического социализма первой половины XIX столетия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: