Дисциплина Теория и методика социальной работы

4.Соц р. и ссоц полит. Взаимосвязь и взаимовлияние Социальная политика – это стержень, ориентир социальной работы, а социальная работа – это способ реализации социальной политики. Социальная политика формируется и реализуется на различных уровнях: политическом, законодательном, программно-целевом, организационно-управленческом. Суть взаимодействия социальной политики и социальной работы в том, что социальная политика влияет на социальную работу, но и социальная работы влияет на социальную политику, они тесно взаимосвязаны между собой. Социальная политика - более широкое понятие, определяющая сторона социальной работы. Посредством социальной работы изучается качество жизни, потребности, интересы различных слоев населения. Она выполняет функцию локатора, который определяет на основе соц. индикаторов в обществе. Одна из актуальных задач субъектов социальной политики кал на федеральном, так и на региональном уровнях — выработать новые, более эффективные механизмы рационального использования ограниченных финансовых и материальных ресурсов. Предметом особого внимания органов управления федерального и регионального уровня, общественных структур становится проблема реформирования пенсионной системы. Система социального обслуживания, прежде всего нетрудоспособных граждан и других нуждающихся категорий населения, нуждается в дальнейшем развитии и укреплении. Проблема сиротства. Главная цель социальной политики — гармонизация общественных отношений, обеспечение политической стабильности и гражданского согласия путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер. реальные последствия соц. политики, ее эффективности. Социальная работа направлена на обеспечение достойной жизни, на создание равноправных возможностей для свободного развития личности, на поддержку семьи, на обеспечение условий жизни, для свободного выбора деятельности, на содействие самопомощи. Мин-вом труда и соц-го развития РФ в 1995г. утвержден типовой перечень категорий населения, нуждающихся в соц-ом обслуживании, кот. явл. осн. объектом как СоцПолитики, так и СоцРаботы. Социальная политика находит свое практическое воплощение в социальной работе. Только в этом она может иметь реальные результаты. Социальную политику можно рассматривать как причинно обусловленную ситуацию, динамичную деятельность по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе. Опираясь на силу законов и подзаконных нормативно-правовых актов, структуры органов государственного управления, социальная политика стремится создать предпосылки для адаптации человека к изменчивым во времени и в пространстве условиям жизнедеятельности. Социальная работа с ее разветвленной структурой органов управления в различных регионах общества и обширной сетью центров социальной помощи населению оказывает обратное и притом активное воздействие на социальную политику, поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Вбирая в себя практически–организационный аспект социальной политики государства, социальная работа обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность. Такова диалектика взаимодействия социальной политики и социальной работы. 3.Социальное пространство практики социальной работы В процессе социальной деятельности движение человеческого бытия может приобретать относительно статичные формы в виде координации людей и их действий. Устойчивые совокупности социальных связей, направленные на организацию взаимодействий людей в целях удовлетворения их потребностей, описывают с помощью понятия «социальное пространство». В социальном пространстве реализуется социальная жизнь, оно характеризуется временной компонентой бытия, целостностью, социальным напряжением, тем или иным уровнем социального обустройства и т.д. Сегментом социального пространства выступает пространство социальной работы, где проходят процессы социализации и ресоциализации индивидов, оказания социальной помощи и поддержки, обеспечиваются условия достойного существования человека, в том числе путем его собственной преобразовательной деятельности. Пространство социальной работы, прежде всего, охватывает социальную сферу, которая в широком смысле слова описывается как область проявления социального начала через взаимодействие индивидов и общностей, а также через функционирование социальных институтов. В современном постиндустриальном обществе социальная сфера становится важнейшей сферой общественной жизни.. Структура социальной сферы включает в себя все составляющие, которые служат ее воспроизводству, функционированию и развитию: -субъекты социальной сферы - индивиды, общности и само общество как социальный организм; -подсистемы социальной сферы - сферы образования, семьи, труда, быта, социальная инфраструктура и пр.; -социальные институты и организации, осуществляющие управление социальной сферой; -социальные связи и отношения между субъектами, подсистемами и институтами; -потребности, ценности и нормы, лежащие в основе этих отношений; процессы в социальной сфере. Главной функцией социальной сферы при этом выступает воспроизводство и всестороннее жизнеобеспечение личности и социальной группы Практическая деятельность, осуществляемая в пространстве социальной работы, реализуется посредством ее основных моделей. Существуют различные основания для их. Классификации - социально-педагогическая модель, в основе которой лежит целенаправленное воздействие на детей, подростков, лиц с девиантным поведением с целью выработать у них определенные социальные качества; - когнитивная модель, которая строится на возможностях интеллектуального процесса личности. Объектом здесь выступает человек, способный к осмыслению механизмов своего поведения, а целью - социальное конструирование, развитие самосознания клиента, позволяющее ему впоследствии решать свои проблемы; - витальная модель, которая имеет целью усиление веры человека в возможность обеспечить нормальный уровень своей жизнедеятельности и одновременно - в способности специалиста, его практическую и теоретическую грамотность. Объектом здесь является любой человек, нуждающийся в социальной поддержке для решения своих проблем. Исходя из уровня, на котором оказывается социальная помощь, выделяется: - структурная модель социальной работы, связанная с управлением ее системой, разработкой социальной политики, социальным прогнозированием и проектированием; - клиент-центрированная модель, ориентированная в основном на психосоциальную работу, индивидуальное и групповое консультирование и решение проблем клиента. Исходя из соотношения цели и направления деятельности субъекта социальной работы, определяются модели социальной работы: - в основе которой лежит добровольная филантропическая и благотворительная помощь как выражение личностного отношения субъекта к индивидуальным и социальным проблемам; - целью которой является достижение личностью значимых результатов, изменение ее положения в обществе. Наконец, с точки зрения содержания основной роли специалиста, выделяется: - воспитательная модель, в которой он выступает в роли социального педагога, эксперта и консультанта, дает советы и проводит консультации, оказывает помощь в усвоении информации, обучает социальным навыкам и умениям; - фасилитативная модель, когда специалист играет роль посредника, помощника, помогая клиенту в ситуации жизненной трудности, стимулируя его саморазвитие путем мобилизации ресурсов и преодоления дезорганизации; - адвокативная модель, связанная с ролевыми функциями специалиста как социального адвоката, защищающего социальные и иные права клиентов и помогающего им документально обосновать свою позицию, для чего специалист выступает от имени клиентов в различных областях деятельности. 2 Социальные проблемы: сущность, источники и причины возникновения. Социальные проблемы – проявление разрыва соц отношений или разрушения соц норм функционирования в следствии обострения существующих противоречий, которые изменяют человеческие ценности, нормы поведения и ведут к соц отклонениям и реакциям; это нарушение определенной гармонии субъект-обект, субъект-субъект Проблемы бывают объективные, то есть связанные с внешним миром; субъективные, то есть связанные с внутренним миром. Социальные проблемы это сложные познавательные задачи, решение которых представляют существенный теоретических и практический интерес Глобальные проблемы: 1.Возникающие в системе отношений «человек-природа» (экология, ресурсы) 2.Возникающие в системе отношений «человек-общество» (образование, здравоохранение, культура) 3интерсоциальные (между общностями, этносами) Методология проявления проблем: 1.Генезис возникновения и детерминация проблем (как, почему возникла проблема) 2.становление, конституирование проблемы (как и в каким формах выражается проблема) 3.диагностика и прогнозирование проблемы 4.типология проблем (тип и виды) 5.модификации и метаморфозы проблем (как они проявляются) 6.регулирование разрешения и погашения проблем Виды социальных проблем и причины их классификации Если взять за основу проблемы с точки зрения уровня организации уровня общественной жизни, то выявляют след проблемы: - между индивидами (личностные) - между соц группами (групповые) - между классами (классовые) - между соц системами По характеру отношений: - политические - экономические - национальные - трудовые - конфессиональные - семейные и т.д. По способности экономической системы через свои институты выявлять и разрешать проблемы: - институциализированные (судебные, законадательные) - внеинституционные По времени существования проблемы: - долговременные - кратковременные По способу разрешения: - мирные - насильственные Факторы и источники проблем. 1.Информация 2.Структурные факторы, связанные с учреждениями формальными или неформальными отношенями 3.Ценностные 4.Поведенческие 5.Факторы отношений Причина социальных проблем 1.Неадекватность претензий сторон к возможности их удовлетворения 2.несовпадение индивидуальных и общественных ценностей (недопонимание людей друг другом) 3.Ненависть расовая, религиозная, зависть Технология разрешения личностных проблем. Проблемы бывают реально разрешимые, потенциально разрешимые, неразрешимые. При решении любой жизненной проблемы необходимо учитывать критерии ее разрешимости: 1.Информационный путь, то ест наличие необходимой информации 2.Детерминационный, то есть формулировка причин, блокирующих решения проблемы 3.Ресурсный 4.Инструментальный 5.Мотивационный 6.Экономический Задачами и условиями решения проблем яв: - правильно сформулированные проблемы позволяют действовать в необходимом направлении - обеспечение выбора оптимального инструментария соц воздействия и эффективности соц работы - решение внутренних и внешних противоречий Социальные противоречия – это взаимодействия сторон или тенденций проходящих в своем развитии нескольких стадий. В своем развитии противоречия проходят несколько стадий. - стадия сущ различий – характеризуется перерастанием несуществующих различий в существующие - стадия противоположностей – характеризуется поляризацией пантогонизма в отношении. Перерастания различий в взаимоотрицаемые противоположности - стадия конфликта – перерастают в открытые противоборства Рекомендации работы с клиентами, переживающими проблемные ситуации: 1.проблемные состояния со временем проходят 2.внимательно выслушать клиента 3.включить других в процесс предоставления помощи 4.позволить клиенту выразить свои чувства 5.выражать надежду и оптимизм в работе с клиентами 6.разделить ситуацию на составляющие 7.снабдить клиента достоверной информацией 8.разъяснить клиенту последовательность его действий 9.побудить клиента обратиться к опыту решения прошлых проблем 10.обдумать использование метода поведенческого контакта 1. Соц. р-та как феномен современного мира Как профессия с.р-та появ-ся на рубеже 19-20 в.в., что обусловлено рядом факторов…. С. р-та сегодня механизм достижения соц. безопасности; она стала рассм-ть соц. пр-мы, причины их возникновения, решение этих проблем; снижение их последствий. За 100 лет некот. пр-мы исчезли, возникли новые. Сегодня различные соц. пр-мы хар-ся многоаспектностью, с. р-та д. б. направлена на их проф-ку. Спец-сты различных областей говорят, что есть “вечные” пр-мы, кот. невозможно решить: голод (Африка), бедность и неравенство (в цивилизов-х гос-вах эта пр-ма снижена за счет предоставления гос-вом соц. гарантий); технологические новшества (СМИ, моб. тел, ГМО) с одн. стор. облегчающие жизнь людей, а с др. вредят; технологич-кие загрязнения; инвалидизация. Пр-мы старые, а в с. р-те предлаг-ся новые решения этих пр-м (деинституционализация, н-р, обслуживание и условия проживания инв-дов приближают к домашним усл-ям вместо интернатных; новое законод-во в отношении пожилых (в Великобритании) продление ж. старых людей и даже с деменцией и др.). Совр. мир многолик в плане культур, концессий. Универсальной теории и практики не сущ-ет, она подстраивается в соответствии с конкретн. культурой, менталитетом в данном общ-ве. В странах Вст. Евр. – идеология индивидуализма. С. р-та д. подготовить к самост. жизни, принятию решений, соц. ответственности. В России – ориентация на коллективизм, поэт. у нас в общ-ве часто проявл-ся установки на соц. инфантилизм (т-ко необходимость в матер. выплатах, а не в психосоц. п-щи, низкая мотивация участия в тренингах), этому способствует то, что дети остаются без попеч. родит. при живых родителях, беспризр-е, безнадзор-е дети. Одна из проблем совр. с. р-ты в установлении мнимости или реальности пр-мы ч-ка (развита установка на соц. иждивенчество), огромные ресурсы кот. требуются для решения соц. пр-м даже в самых благополучных странах, поэт. эти ресурсы д. б. направлены на решение реал-х пр-м. Совр. с. р-та д. предвидеть появление потенц-х соц. проблем, их разрешение, т. е. предвосхищение. 7.Категории и понятия теории соц р. Профессиональная практика в первые периоды своего развития развивается без теор. Основы. Подходов к осмыслению практики может быть множество, и если говорить о теории, то она может быть одна. Объектом теории СР является человек Предметом теории СР – закономерности содействия, становления и реализации жизнеспособности человека, а также механизм сопряжения жизненных сил ч-ка и средств их реализации и реабилитации. Категории. Наиболее важные, ключевые понятия любой науки, составляющие основу ее, аппарата, называются категориями. Существуют следующие группы понятий и категорий социальной работы: - категории, не являющиеся специфическими для теории социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (естественно, что подобные явления рассматриваются каждой наукой через призму ее предмета и применяемых методов); например, «социальные отношения», «социальная деятельность», «социализация», «личность» и т.д.; - категории, относящиеся к теории социальной работы по преимуществу, но используемые также другими отраслями знания, например, «психосоциальная работа», «социальная реабилитация», «семейный конфликт» и др.; - категории, являющиеся собственно категориями социальной работы, такие, как «социальный работник», «социальное обслуживание», «адресная социальная помощь» и т.д. Соц обслуживание – деятльеность по оказанию разл видов соц услег, предоставляется на льготных условиях лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Социальный работник — это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы. Социальная помощь — это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: