Психосоциальная работа с инвалидами

Методами социально-психологической реабилитации служат психологическое консультирование, психотерапия, социотерапия, т.е. весь комплекс мероприятий, положительно воздействующих на больного или инвалида и создающих вокруг него психологи­чески благоприятную микросоциальную среду.

При всех методах социально-психологическая реабилитация, прежде всего, апеллирует к личности индивида, активно пыта­ясь добиться у него гармонии с самим собой и обществом, по­высить компетентность в анализе ситуации, вселить веру в свои силы и возможности, восстановить нарушенные болезнью соци­альные связи. Успешность реабилитации во многом определяют такие психологические факторы, как уровень зрелости личнос­ти, установки и структура ценностных ориентации, внутренняя картина болезни, стереотипы психологической защиты, адек­ватное восприятие социума, гармоничные отношения с окружа­ющими. Отношение больного или инвалида к процессу реабили­тации, к возвращению к трудовой деятельности, его оценка сво­его состояния и перспектив формируют субъективную оценку качества жизни и определяют в дальнейшем социальную актив­ность.

В социальной работе психосоциальное направление занимает особое место. Оно включает в себя способы решения проблем, учитывающие одновременно и социальные, и психологические аспекты, рассматривает индивида во взаимодействии его с окру­жающим миром, в конкретной жизненной ситуации. Необходи­мость психосоциальной помощи особенно возрастает, если речь идет о «трудной жизненной ситуации». По мнению Е. А. Петровой (2004), к основным феноменологическим показателям, характе­ризующим трудную жизненную ситуацию, относятся:

- возникновение новой системы требований к субъекту, выхо­
дящей за рамки текущей социализации, необходимость его адап­
тации к ситуации и, по сути, ситуативной ресоциализации;

- неадекватность алгоритмов привычного социального поведе­
ния;


-нарушение текущей деятельности (трудовой, учебной и пр.);

- разрыв круга привычного общения;

- стрессовое воздействие на организм и психику в целом.

Все эти параметры непосредственно можно отнести к ситуаци­ям, в которых человек в силу тех или иных причин стал инвали­дом. Помощь социального работника не может быть эффектив­ной, если она не апеллирует к личности клиента, не учитывает его психологическое состояние и мотивацию поведения, не ис­пользует психологическое воздействие.

Выделяют основные теоретические парадигмы психосоциальных вмешательств — психодинамические и поведенческие. По психоди­намической теории, развитие личности определяется двусторонни­ми отношениями «человек—среда» и их взаимным влиянием. Со­гласно концепции психосоциальной идентичности личности, пред­ложенной Э. Эриксоном, личность воспринимает себя в неразрыв­ном единстве со всеми своими социальными связями. Изменение социальных отношений приводит к трансформации прежней иден­тичности, что вызывает определенный кризис, продолжающийся до тех пор, пока индивид не сформирует новую идентичность. Пси­ходинамический подход широко используется в современной пси­хиатрии и психологии для понимания природы возникновения психических, личностных и поведенческих расстройств. В свою оче­редь, это дает основание для выбора социально-терапевтических воздействий. В практике психодинамической модели психосоциаль­ной работы основной акцент делается на изучение природы про­блем клиента в аспекте жизненного опыта и стереотипа разреше­ния межличностных конфликтов и реагирования на стресс.

Бихевиоризм (от англ. ЪеНатог — поведение) — направление в психологии, которое поведение человека понимает как совокуп­ность реакций организма на воздействие внешней среды, на на­бор фиксируемых стимулов. Развившаяся в рамках бихевиоризма теория социального научения выдвигает положение о том, что поведение управляется тремя отдельными, но взаимодействую­щими регулирующими системами. Это — внешние стимулирую­щие события, внешнее подкрепление и, самое главное, проме­жуточные когнитивные процессы.

Когнитивная модификация поведения подразумевает анализ ин­терпретации личностью своего жизненного опыта. Согласно дан­ному подходу влияние средовых событий на поведение в большой степени зависит от когнитивных процессов, определяющих, ка­ким именно средовым факторам уделяется внимание и как они интерпретируются индивидом.

На теориях социального научения и когнитивной модифика­ции поведения основана поведенческая терапия, которая исполь­зует принципы, развитые в экспериментальной и социальной психологии.




9 Зозуля



Методы поведенческой терапии, которые применяются в психо­
социальной работе, опираются на способность человека к целена­
правленному и осмысленному изменению поведения. В процессе
тренингов, ориентированных на решение конкретных поведен­
ческих задач, человек учится справляться с жизненными трудно­
стями и повышает свои способности к самоконтролю и активным
действиям. ч

Психосоциальные методы аккумулируют в себе элементы пси­хокоррекции, психотерапии и социальной работы. Психосоциаль­ная помощь относится к наиболее важной составной части реаби­литации лиц с проблемами здоровья и ограниченными возмож­ностями, так как наряду с решением множества терапевтических задач она в обязательном порядке способствует улучшению соци­ального поведения индивида.

В процессе оказания психосоциальной помощи социальные работники стремятся помочь инвалидам лучше понять свои про­блемы, представления о цели в жизни, правильно оценить и улуч­шить собственные способности к изменениям, к адаптивным фор­мам поведения и в случае необходимости используют социальные ресурсы для обеспечения процесса позитивного изменения.

Основные направления психосоциальной работы составляют:

социотерапия личности (индивидуальные и групповые формы);

психокоррекционная работа с реабилитируемой личностью и его ближайшим окружением (семьей, соседями, коллегами по работе, учебе или проведению досуга), включая семейную тера­пию, вовлечение инвалидов в групповые формы активности, в том числе в группы самопомощи, в психосоциальные клубы;

информационно-образовательная работа с инвалидами и об­ществом.

Социотерапия — это меры социального терапевтического воз­действия, которые стимулируют социальную активность личности и способствуют ее социализации. Методологическую основу соци-отерапии составляют некоторые психотерапевтические методы, ориентированные на приобретение и развитие социальных навы­ков, повышение компетентности в анализе ситуации, а также те­рапия микросредой, терапия занятостью, организация активного досуга, трудотерапия и другие методы реабилитации, которые позволяют улучшить социальное поведение индивида.

Под термином «терапевтическая среда» понимают все то, что окружает больного, — вещи, люди (медицинские и социальные работники, родственники, пациенты учреждения), процессы, события. Создание терапевтической среды особенно важно при вынужденном ограничении социального окружения и социальных контактов человека. В первую очередь это касается стационарных учреждений (больниц, интернатов) или домашней обстановки в случае невозможности свободного перемещения инвалида за пре-


делами квартиры. Психологическими исследованиями установле­но неблагоприятное воздействие длительной госпитализации, которая включает в себя элементы социальной депривации и при­водит к проявлениям «госпитализма» — обеднению эмоциональ­но-волевых качеств личности и углублению социальной пассив­ности.

Необходимо все окружение пациента организовать таким обра­зом, чтобы оно как можно больше приближалось к естественно­му, предоставляло максимум свободы, стимулировало адаптаци­онные возможности больного и формирование ответственности за свое социальное поведение. Чем активнее средовое терапевти­ческое воздействие, тем более ощутим его эффект.

Среди мероприятий социализирующего плана, которые вхо­дят в понятие терапии средой, выделяют две группы:

1) мероприятия, организованные работниками учреждений (на­
пример, домов-интернатов или больниц), не требующие какого-
либо проявления активности пациентов: кино, концерты, лек­
ции, просмотр телепередач, встречи с родственниками;

2) мероприятия по активному вовлечению проживающих в уч­
реждении в общественно полезную деятельность: участие в само­
управлении, в общественных советах; дежурства в столовой, на
этаже, в жилых комнатах, шефство над ослабленными больны­
ми, участие в неформальных и терапевтических группах и др.

Роль социального работника состоит в обеспечении уюта и ком­фортных условий в жилых комнатах, холлах, помещениях для от­дыха и трудовой деятельности, в формировании и выявлении по­требностей у инвалидов в более комфортной окружающей среде, в обучении инвалидов умению самим создавать уют, совершен­ствовать интерьер, в реализации совместными усилиями конк­ретных мер по улучшению условий для проживания инвалидов.

В систему социально-терапевтических мероприятий входят тру­довая терапия и занятость в различных кружках (вышивания, вя­зания, рисования, художественной самодеятельности), которые способствуют организации досуга, развитию способностей и са­мовыражению инвалидов. Вид досуга выбирает сам человек в меру уже сформировавшихся потребностей, сложившихся привычек либо развивающихся интересов. В целях расширения кругозора и интересов инвалидов практикуются культурно-массовые и спортив­ные мероприятия, экскурсии, коллективные беседы по обмену впечатлениями.

Важное звено в организации терапии средой — создание дру­жеской атмосферы среди проживающих, формирование партнер­ских отношений между персоналом и пациентами, что способ­ствует не только установлению благоприятного психологического климата в учреждении, но и повышению социального и личност­ного статуса больных или инвалидов.





В процессе психосоциальной работы осуществляется психокор­рекция, которая направлена на исправление недостатков в психи­ческом развитии или поведении в случаях неудовлетворенности личности собой и собственной жизнью.

Выделяют следующие специфические черты, характерные для психокоррекционного процесса:

- ориентация на людей, имеющих в повседневной жизни труд­
ности, проблемы и желающих изменить свою жизнь или ставящих
перед собой цель повысить способность к самореализации;

- ориентация на здоровые стороны личности независимо от
степени нарушения (может применяться как у психически здоро­
вых, так и у больных людей при сохранении критики к собствен­
ной личности и поведению);

- направленность на изменение поведения, межличностных
отношений (семейных, коллективных) и развитие личности кли­
ента.

Психокоррекционная социальная работа проводится в инди­видуальной и групповой формах. Психосоциальная работа в виде индивидуальной формы получила название индивидуальной работы со случаем (зоаа1 саземюгк): социальный работник выступает в качестве основного и единственного инструмента воздействия на пациента. При этом контакт социального работника может осу­ществляться с одним пациентом или группой лиц (например, чле­нами семьи пациента). Социальная работа с группой в таких слу­чаях понимается как особая форма индивидуальной работы.

К основным этапам индивидуальной работы относятся откры­тие случая, контакт, диагностика (определение потребностей кли­ента), установление целей, планирование работы (с оценкой ба­рьеров), осуществление интервенции, мониторинг и контроль, оценка вмешательства, закрытие случая.

Наиболее распространенный метод индивидуальной психосо­циальной работы — консультирование, при котором основным сред­ством воздействия выступает целенаправленная беседа. Ее задача — помочь пациентам и их семьям справиться с интрапсихическими, межличностными, социоэкономическими трудностями, достичь адаптации в определенной ситуации или общественной среде, по­высить эффективность управления собственной жизнью. Консуль­тирование представляет собой серию сессий, направленных на ре­шение проблемы.

Психосоциальная групповая работа ориентируется на техники и методы групповой работы, принятые в психотерапии и практике психологов и направленные на работу с людьми с различными социально-психологическими патологиями. В этом случае, в отли­чие от социальной работы с индивидом или группой лиц, где между отдельными ее членами нет жестко структурированных вза­имоотношений, психотерапевтическая группа несет в себе опре-


деленный лечебный потенциал и является активным помощни­ком социального работника в психокоррекционном процессе.

Специфика групповой терапии заключается в целенаправлен­ном использовании групповой динамики, т. е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участ­никами группы в процессе работы.

Выбор метода и техник групповой работы зависит от цели те­рапевтического воздействия, проблем, возраста, личностных осо­бенностей и количества пациентов, а также-от тактики специали­ста.

Существуют следующие виды психокоррекционных групп:

1) группы социально-психологического тренинга, которые по
своему целевому назначению составляют:

- группы тренинга социальных навыков и умений;

- группы развития коммуникативных навыков;

- группы тренинга ассертивного поведения;

- группы межличностных отношений (проблемы семьи, про­
изводственные конфликты);

2) группы встреч (или самопомощи);

3) группы, в которых работа направлена на изменение ценно­
стных ориентации;

4) другие виды групп: группы совместной деятельности, му-
зыкотерапии, библиотерапии, арттерапии, танцевальной психо­
терапии, терапии творческим самовыражением и т.д.

Психокоррекционные группы, так же как и другие, могут быть центрированы преимущественно на руководителе (группы тренинга умений) или на членах группы (группа встреч).

В группе человек чувствует себя принимающим и принятым, доверяющим и пользующимся доверием, заботящимся и получа­ющим помощь. В такой обстановке взаимопонимания и взаимо­действия облегчается процесс разрешения межличностных конф­ликтов, возникающих вне группы. Человек пробует и осваивает новые навыки поведения, у него появляется возможность экс­периментировать с различными стилями межличностных от­ношений. Психокоррекционная группа может облегчить процесс самоисследования и самопознания, проверить посредством груп­пового мнения уровень самооценки, реальность собственных при­тязаний.

Методы групповой социально-психологической терапии. В прак­тике групповой психосоциальной работы широкое распростране­ние и популярность в связи с высокой эффективностью получили методы поведенческой терапии.

Понятие «поведенческая психотерапия» впервые ввели в прак­тику независимо друг от друга Арнольд Лазарус и Ганс Айзенк в конце 1950-х гг. В отечественной психотерапии этот метод чаще называют «условно-рефлекторная терапия». Он основан на модели


научения, или образовательной модели, человеческого развития. Для того чтобы вызвать изменение поведения, необязательно глу­боко вникать в происхождение психологической проблемы. В пове­денческой терапии большую роль играет опыт корректирующего научения, тренинг умений, позволяющий пациентам приобрести новые навыки поведения, повысить свою коммуникативную ком­петентность или научиться преодолевать свои дезадаптивные при­вычки и разрушительные эмоциональные конфликты.

В процессе проведения сессии можно выделить следующие этапы:

- идентификация поведения клиента;

- определение целей изменения поведения и задач каждого за­
нятия;

- моделирование ситуации по изменению поведения;

- проигрывание ситуации и закрепление необходимого типа
поведения (или стремление приблизиться к нему);

- оценка достигнутого результата и внесение коррекции;

- поддержание изменения целевого поведения в реальной жизни.
В процессе социально-психологической терапии применяются

различные методические приемы: групповая дискуссия, ролевая игра, невербальные упражнения и т.д.

Тренинг социальных навыков направлен на повышение социаль­ной компетентности инвалидов в повседневной жизни и конкре­тизируется в тех или иных сферах: домашнее хозяйство, работа, досуг. К основным видам жизненных умений, которым обучаются в группе, относятся управление эмоциями, планирование своего ближайшего и отдаленного будущего, принятие решений, роди­тельские функции, коммуникативные умения.

Техники тренинга социальных навыков строятся с учетом сни­женной способности инвалидов к социальному научению, на чем основано требование структурированности программы и ступенча­тости в усложнении, а также ее индивидуализации на основе пред­варительной оценки функциональных возможностей пациента.

Для терапии широкого диапазона межличностных проблем — от ограниченности социально-поведенческого репертуара до со­циальной тревоги — применяется тренинг ассертивности.

Ассертивность — термин, означающий уверенность, настой­чивость, напористость, способность утверждать себя. Неассертив-ные люди испытывают тревогу в социальных ситуациях и страда­ют от низкой самооценки, они не в состоянии выражать свои чувства и отстаивать свои законные права.

В начале работы с пациентом при помощи терапевта произво­дится оценка уверенности в себе. Затем в процессе занятия тера­певт может смоделировать адекватное ассертивное поведение и предложить пациенту воспроизвести его. Внимание при этом уде­ляется формированию как невербальных, так и вербальных ха­рактеристик экспрессивного поведения (в частности, телесным



позам, голосовому тренингу и визуальному контакту). Для снятия возможных негативных эмоций, возникающих при репетиции, проводятся релаксационный тренинг и перестройка убеждений.

Поведенческая репетиция для обучения ассертивности хорошо подходит для групповой терапии, поскольку члены группы могут обеспечить более разнообразную обратную связь, чем один тера­певт, и также способны быть источником целого спектра модели­рующих влияний.

Занятия обычно проводятся в малых груцпах (8 —12 человек), с использованием моделирования соответствующих ситуаций, с применением ролевых игр и многократным повторением и за­креплением эффективных форм поведения, положительным их подкреплением со стороны ведущего и других участников группы. После проигрывания ролевой ситуации на тренинге с целью за­крепления данного поведения пациент в качестве «домашнего- за­дания» должен воспроизвести ассертивный поступок в реальном мире.

Помимо навыков самоутверждения и уверенности в себе суще­ствуют и другие социальные навыки, отсутствие которых может создавать определенные трудности в повседневной жизни. Напри­мер, знакомиться, общаться, разрешать межличностные конф­ликты. Целью различных многочисленных групп тренинга служат расширение поведенческого репертуара, умение действовать в раз­личных жизненных ситуациях, повышение социальной компетент­ности как способности находить компромисс между самореализа­цией и социальным приспособлением.

Ролевая игра, на которой строится тренинг, рассматривается как развитие анализа практической ситуации. Она с успехом мо­жет использоваться при наличии поведенческих и межличност­ных проблем.

Людям свойственно избегать осмысления отрицательных чувств в отношении себя, бесстрастного отношения к партнеру по конф­ликту. Чтобы легче было понять ситуацию, надо представить себя со стороны. Для лучшего понимания своей проблемы пациент может играть не собственную роль, а поменяться местами с дру­гими участниками группы.

В терапевтический процесс могут быть включены не только участники группы, но и близкое окружение больного.

Поведенческая терапия — это двусторонний процесс. С одной стороны, терапевт стремится вызвать перемены в убеждениях и поведении реабилитируемого лица, помогает преодолевать пато­логические поведенческие стереотипы. Но для достижения успеха необходимо активное стремление пациента к осознанию своих про­блем и их преодолению. В течение терапевтической сессии паци­ент должен постоянно производить оценку и коррекцию своего проблемного поведения в естественной среде. Критический фак-


тор в терапии — мотивация пациента, его готовность сотрудни­чать и упорство в достижении намеченных целей. Сопротивление переменам или недостаток мотивации — весьма частые причины неудач поведенческой терапии. Немалая доля искусства терапии состоит в преодолении подобного рода проблем.

Группы встреч. Их можно также отнести к группам роста или группам взаимной поддержки или самопомощи {5е1/-Не1р тоАег). Основоположником данного метода стал Карл Роджерс. Он пола­гал, что в каждом человеке присутствует стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько это возможно биологически, — стремление к самоактуализации.

Цель группы встреч — пробудить внутренние резервы, стрем­ление к самоосознанию и межличностному развитию, к возмож­но полной реализации того потенциала, который заложен в каж­дом индивиде.

Группа взаимной поддержки может включать разное количе­ство человек (от 7—10 до нескольких десятков), которые обре­менены сходной проблемой и решили объединиться, чтобы со­вместными усилиями постараться эту проблему решить. Всячес­ки поощряются самостоятельность и активность каждого члена группы.

Работа группы контролируется самими членами. Профессиона­лы в этом не участвуют, но могут привлекаться для консультирова­ния. Кроме того, группы поощряют контроль потребителей помо­щи над службами любых типов и требуют, чтобы профессионалы, предоставляющие обслуживание, были им подотчетны.

Члены группы в процессе общения свободно выражают свои чувства, обсуждают жизненные проблемы и способы их решения, совместно ищут пути разрешения межличностных конфликтов, рассказывают о личном опыте преодоления проявлений болезни или функциональных недостатков. Участники групповых встреч приходят к более полному познанию себя и других, чем это воз­можно в обычных социальных отношениях. Обстановка открыто­сти, дружелюбия, взаимопомощи позволяет личности почувство­вать себя в безопасности и вынести на обсуждение самые сокро­венные вопросы, принять и потом воспроизвести в реальной жизни обновленные и конструктивные формы поведения.

Группы взаимопомощи пропагандируют свою идеологию, стре­мятся популяризировать профессиональную информацию, могут предложить альтернативную информацию или социальные услуги (бесплатно или за небольшую плату).

Группы совместной деятельности. Такие группы используют при различных занятиях, имеющих определенную ценность для ее уча­стников. Это может быть создание стенгазеты или выставки, при­готовление еды, посещение театрального представления с после­дующим его обсуждением. Важно, что в процессе совместной де-


ятельности члены группы устанавливают более тесные контакты, поощряют друг друга к активности и взаимодействию, ненавяз­чиво корригируют поведение и приобретают новые навыки. Такие группы особенно полезны для больных с выраженными дефици-тарными синдромами и явлениями социальной дезинтеграции.

Основные формы психокоррекционных групп — открытые и закрытые. Закрытые группы отличаются постоянным составом уча­стников. Длительность их работы определяется поставленными целями, задачами и терапевтической программой.

Открытые группы не имеют постоянного состава участников. Одни уходят по мере достижения положительных результатов и реализации своих ожиданий, другие вливаются в группу в про­цессе ее работы и посещают занятия с подходящей для них часто­той. Такие группы могут существовать неопределенно длительное время (иногда годами).

Открытые группы участвуют обычно в менее структурирован­ных формах психотерапии. Среди них следует выделить музыкоте-рапию, библиотерапию, арттерапию, танцевальную психотера­пию.

Группы терапии творческим самовыражением. Для длительно болеющих людей и инвалидов с успехом можно использовать ме­тод терапии творческим самовыражением, разработанный для пси­хически больных психотерапевтом М.Е. Бурно (1989). Метод на­правлен на обучение приемам целебного творческого самовыра­жения с осознанием ценности своей жизни.

Основными приемами этого метода служат:

- создание творческих произведений (сочинение рассказов,
рисование, фотографирование, вышивание и др.) на уровне воз­
можностей индивида с целью выражения особенностей его лич­
ности;

- творческое общение с природой, в процессе которого чело­
век должен стараться почувствовать, осознать, что именно из окру­
жающего ему особенно нравится, положительно влияет на эмо­
циональное состояние;

-творческое общение с литературой, искусством, наукой (име­ются в виду осознанные поиски среди различных произведений культуры близкого, созвучного больному);

- коллекционирование произведений искусства, интересных
предметов;

- обучение творческому поиску вдохновляющего в повседнев­
ном, необычного в обычном.

Кроме того, важно направлять активность подопечных в свобод­ное время на развитие коммуникативных и социальных навыков, привлекать их к участию в спортивных мероприятиях, развлечени­ях, походах выходного дня, к клубным встречам, всячески поощ­рять совместную деятельность инвалидов разных категорий.


Информационно-образовательная работа с инвалидами и обще­ством. В информационно-образовательной работе с инвалидами можно выделить два блока:

1) проведение образовательных программ, касающихся воп­
росов здоровья;

2) предоставление информации по правовым вопросам, о на­
личии сети реабилитационных учреждений, об общественных объ­
единениях инвалидов и перечне предоставляемых ими услуг, о
проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий для
инвалидов и т. п.

В образовательные программы, или, как их еще называют, «шко­лы здоровья», входят лекции и вспомогательные информационные материалы (брошюры, буклеты), которые освещают клинические особенности того или иного заболевания, перечень мероприятий, необходимых для поддержания хорошего самочувствия и предот­вращения обострений, современные достижения в лечении и ре­абилитации. Особое внимание уделяется вопросам диетического питания, особенно при таких заболеваниях, при которых диета становится жизненно необходимым условием поддержания здо­ровья (например, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболе­вания). Проводится обучение правильному дыханию, психофизи­ческой саморегуляции.

Немаловажное значение для инвалидов имеют информация и образование, которые распространяются на все жизненные обла­сти. В первую очередь человеку, получившему статус инвалида, необходима информация о его правах и льготах, о тех инстанциях и учреждениях, где он может получить помощь, о существующих в сообществах видах поддержки.

С развитием компьютеризации все больше повышается роль Интернета в распространении информации подобного рода. Акту­ализируется задача по созданию сайтов и баз данных, содержа­щих любую информацию, интересующую инвалидов. Информа­ционные услуги должны быть ориентированы на индивидуальные потребности и любые социальные ситуации — вплоть до возмож­ности удовлетворения интересов хобби, поиска друзей или груп­пы по совместному турпоходу.

Информационно-образовательные общественные программы

преследуют другие цели.

Практиковавшаяся на протяжении многих десятилетий изо­ляция инвалидов в специализированных учреждениях или в собст­венных семьях привела к тому, что общество как бы забыло об их существовании, оно не готово к встрече с ними ни психо­логически, ни в плане обеспечения им полноправного доступа ко всем материальным и духовным благам. Лица, имеющие фи­зические дефекты или психические отклонения, подвержены стигматизации.


Стигма — это исключение из социума определенных групп лиц на основании их непохожести на большинство представите­лей общества. Дословно этот термин означает метку, клеймо, которое в Древней Греции ставили на теле рабов или преступни­ков. Стигма — устойчивое труднопреодолимое убеждение. Уро­вень распространенности и формы стигматизации меняются в зависимости от степени цивилизованности общества и его куль­туры, господствующих на каждый исторический момент пред­ставлений. Социальное сознание имеет свойство отражаться в сознании индивидуальном, поэтому неудивительно, что и сами инвалиды, и члены их семьи склонны к самостигматизиции, что влечет за собой самоизоляцию и ограничение социальной ак­тивности.

Стигматизация и дискриминация составляют совершенно не­нужные дополнения к проблемам людей с ограниченными-воз­можностями здоровья и ставят препятствия на пути получения помощи и достижения социальной реинтеграции. Ни одно обще­ство не защищено от проблем, связанных с инвалидностью, они наносят реальный и большой урон, при этом большое число ин­валидов остаются без необходимой помощи.

Одним из условий успешной реализации политики по инте­грации лиц с ограниченными возможностями в социум служит проведение программ, направленных на повышение толерантно­сти общества к этой категории лиц. В решении проблемы дестиг-матизации профессионалами и самими инвалидами могут быть использованы разные пути.

Большую пользу могут принести правильно построенные ин­формационно-образовательные программы, издание научно-по­пулярных книг, журналов, информационных брошюр, которые должны способствовать повышению уровня осведомленности на­селения о социальных, медицинских, экономических и психоло­гических проблемах инвалидов. Необходимы программы, содей­ствующие вовлечению сообщества в решение этих проблем. Вредоносные эффекты стигмы и дискриминации могут быть со­кращены путем развенчания мифов о социальной неполноценно­сти инвалидов.

Главная цель такой работы — это запуск культуральных изме­нений и формирование эмоционального климата, способного улуч­шить нынешнее положение дел, генерировать солидарность и под­держку, создать новые взаимоотношения между людьми.

Катализаторами программ по дестигматизации могут выступать общественные организации инвалидов и их родственников, а по­мощниками этих организаций — политические и общественные деятели в сфере искусства, литературы, музыки, спорта, журна­листы, священнослужители, ученые, педагоги, руководители в сфере бизнеса и финансов.


Для привлечения внимания общества к наболевшим вопросам, связанным с инвалидностью, необходимо широко использовать возможности средств массовой информации, проведения пресс-конференций, выступлений по радио и телевидению, обращений к населению во время церковной службы, организации открытых уроков в средних и высших учебных заведениях, благотворитель­ных базаров и выставок, участия инвалидов в специальных засе­даниях парламента.

Общественные организации инвалидов должны принимать уча­стие в формировании политики, планировании деятельности служб медико-социальной реабилитации, совершенствовании законода­тельных актов в отношении инвалидов. Потребители знают, что им нужно для выживания в современном обществе, они способ­ны точно определять собственные нужды с точки зрения удовлет­ворения жизненных потребностей, охраны здоровья и устранения барьеров.

Только изменение общественного отношения к проблеме ин­валидности станет гарантией совершенствования государственной политики в этой области и, главное, ее реализации.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключаются особенности психосоциальной работы?

2. Какие методы психосоциальной помощи можно использовать при
реабилитации инвалидов?

3. Что такое терапевтическая среда и как ее организовать?

4. Какие существуют методы поведенческой терапии?

5. Какова роль социального работника в проблеме дестигматизации
инвалидов?

Литература

1. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы /
Пер. со швед. Л.В.Лопатиной. — М., 1992.

2. Васьковская С. В., Горностай П. П. Теория и практика психологиче­
ского консультирования. — Киев, 1996.

3. Бачков И. Основы технологии группового тренинга. — М., 2000.

4. Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь насе­
лению: Пер. со швед. — М., 1998.

5. Мейер В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. — СПб., 2001.

6. ОсиповаА.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые
методы работы. — М., Воронеж, 2000.

7. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социаль­
но-психологического тренинга. — М., 1982.

8. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. — М.,
2002.

9. Шапиро Б. Ю. Консультирование в практической социальной рабо­
те // Социальные технологии, исследования. — 2003. — № 1.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: