Вопрос 2. Понятие и способы социального регулирования. Система социальных регуляторов

Социальное регулирование — воздействие на поведение людей, общественные отношения с целью придания им определённого направления в развитии.

Социальное регулирование в целом принято делить на нормативное и казуальное. Нормативное регулирование воздействует на индивидуально-неопределённый круг лиц (то есть на всех людей), а казуальное — воздействует на конкретного человека или поимённо определённую группу лиц.

Социальное регулирование осуществляется посредством специальных приёмов, которые принято называть социальные регуляторы. Они представлены ниже.

Социальная норма — правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений, в той или иной степени подкреплённые мерами социального воздействия. Человек живёт в социуме, поэтому неизбежно вступает в общественные отношения (отношения с людьми и организациями), которые урегулированы социальными нормами.

Признаки социальной нормы: Общий характер, который заключается в следующем:адресовано индивидуально-неопределённому кругу лиц (одновременно всем людям);регулирует наиболее типичные устойчивые общественные отношения;рассчитано на неоднократное применение;существует длительный заранее неопределённый период времени.

1. Регулирует только общественные отношения, то есть отношения между людьми.

2. Подкреплена мерами общественного воздействия, чтобы побудить людей её исполнить.

Индивидуальный акт — указание совершить определённые действия или воздержаться от каких-либо действий, адресованное индивидуально-определённому лицу (конкретный человек или определённая группа лиц).

Также выделяются стихийные регуляторы — это какие-либо объективные природные явления, а также процессы, в той или иной степени воздействующие на общественные отношения.

Виды соц. норм: Право — система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения. Обычай — правило поведения, складывающееся в течение длительного времени на основе опыта жизнедеятельности относительно большой группы лиц, которое исполняется добровольно в силу привычки. Мораль — правила поведения, основанные на представлениях о добре и зле, хорошем и плохом, существующие в общественном сознании и подреплённые мерами общественного осуждения (общественным мнением). Мораль бывает следующих видов: Личная мораль — представление о должном поведении отдельно взятого человека, внутреннее убеждение, которое он не нарушает. Общественная мораль (нравственность) — общепринятые представления о должном поведении в конкретном обществе. Религиозные нормы — правила поведения, основанные на вере в сверхъестественные существа и подкреплённые обещанием благополучия или наказания в потусторонней жизни. Корпоративные нормы — правила поведения, закреплённые в соответствующем документе (устав, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, Кодекс корпоративного поведения, кодекс чести и др.), вырабатываемые относительно небольшой группой лиц (корпорацией, членами различных общественных организаций, трудовых коллективов, учебных заведений, предпринимательских союзов, клубов и т. д.) и обязательные для исполнения в рамках этой группы под угрозой корпоративного принуждения в виде предупреждения, выражающего недовольство поведением члена (участника) организации, так и исключения из организации.

Наряду с перечисленными социальными нормами, в теории выделяются также эстетические нормы, под которыми понимаются правила (критерии, оценки) красоты и прекрасного в их противопоставлении безобразному. Клод Леви-Стросс выделял культурные нормы, рассматривая их как совокупность ценностей, ритуалов, обычаев, связанных друг с другом взаимными функциональными связями и влияющих на поведение человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: