План лекции. 1. Понятие, цели и направления социальной политики

1. Понятие, цели и направления социальной политики.

2. Основные функции социальной политики.

3. Доходы населения и проблемы их распределения в рыночной экономике.

4. Социальная политика в странах с переходной экономикой. Приоритеты социальной политики Республики Беларусь.

1. Понятие, цели и направления социальной политики. Социальная политика – это комплекс мер и программ, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение здоровья и качества жизни народа, обеспечение социальной и политической защищенности в различных жизненных ситуациях.

Целью социальной политики является создание условий для всестороннего и гармоничного развития всех членов общества, предоставление им социальных прав и гарантий в различных жизненных ситуациях.

Социальная политика государства осуществляется по нескольким направлениям, основными из них являются: регулирование доходов населения; политика в сфере труда и занятости; социальная поддержка и защита отдельных групп населения; развитие отраслей социальной сферы и инфраструктуры; улучшение демографической ситуации; охрана здоровья и экологическая безопасность.

При реализации социальной политики необходимо выполнять ряд правил и норм, соблюдение которых делает её более действенной и эффективной. Основными принципами социальной политики в современных условиях являются: принцип социальной справедливости; принцип равноправия; принцип верховенства социальной политики; целевой принцип; принцип адекватности уровню развития общества; принцип солидарности; принцип адресности.

2. Основные функции социальной политики. Основными функциями социальной политики являются: воспроизводственная; социальной защиты; социального развития.

1) Воспроизводственная функция включает в себя постоянное возобновление населения страны; воспроизводство рабочей силы и профессиональных качеств работающих групп населения; воспроизводство социальной структуры общества.

Особое значение в воспроизводственном процессе населения страны имеют такие показатели как прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет.

Прожиточный минимум (натуральное выражение)– это минимальный набор благ и услуг, которые необходимы для поддержания жизнедеятельности и удовлетворения физиологических потребностей человека. Он включает продукты питания, одежду, обувь, белье, санитарно-гигиенические средства, коммунальные и транспортные услуги.

Бюджет прожиточного минимума (денежное выражение)– стоимостная величина прожиточного минимума на минимальном уровне по минимальным ценам (рассчитывается на человека проживающего в семье из четырех человек). Пересматривается в Республике Беларусь каждые три месяца.

Минимальная потребительская корзина (натуральная величина) – расчетный набор продовольственных и непродовольственных товаров и платных услуг, необходимый для поддержания жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, характеризующий уровень и структуру месячного потребления человека, в условиях данной социально экономической системы.

Минимальный потребительский бюджет (денежное выражение)– стоимость материальных благ и услуг, включенных в потребительскую корзину, которые необходимы для удовлетворения физиологических и социальных потребностей на минимальном уровне с учетом расходов на культурный досуг, связь, общение. Рассчитывается для различных социальных групп с учетом пола и возраста, на человека проживающего в семье из четырех человек.

2) Функция социальной защиты включает в себя три основных структурных элемента: социальную помощь, социальные гарантии, социальное страхование.

Социальная помощь – понимается как выделение денежных и материальных средств людям, дополнительно, к регулярно получаемым доходам. Осуществляется в виде пособий, субсидий, льгот, материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях.

В зависимости от направленности можно выделить следующие разновидности социальной помощи:

1) универсальная (выделяется всем гражданам в виде дотирования жилищно-коммунальных услуг, общественного транспорта, выпуска социально значимых товаров (учебников, печатных изданий);

2) категориальная (охватывает определенные группы населения, например, пенсионеров, инвалидов, студентов);

3) адресная (оказывается людям, которые находятся в трудной жизненной ситуации, нуждаются в помощи в связи с состоянием здоровья (предоставляется, конкретно нуждающимся по заявлению).

Социальные гарантии – минимальный уровень социальной защиты, который постоянно обеспечивается государством в виде государственных социальных стандартов в области образования, здравоохранения, ЖКХ, бесплатных социальных услуг, социальных пособий для удовлетворения основных потребностей граждан на минимальном уровне. Социальные гарантии распространяются и на людей, занятых в сфере общественного воспроизводства, посредством установления и соблюдения норм в области оплаты труда, соблюдении прав работников при приеме на работу и увольнении, соблюдении нормативов о продолжительности рабочего дня, отпуска, санитарно-гигиенических требований к рабочему месту.

Социальное страхование – предусматривает накопление денежных средств, предназначенных для использования в сфере медицины, пенсионного обеспечения, оплаты инвалидности, безработицы, несчастных случаев. Основным источником финансирования системы социального страхования являются страховые взносы, уплачиваемые населением, работниками и работодателями. Возникает гарантированная система материального обеспечения, в случае необходимости, нетрудоспособным, больным и безработным гражданам.

3) Функция социального развития, связанная с возрастающей ролью государства в обеспечении благ в отраслях нематериальной сферы: в образовании, здравоохранении, культуре и др., продукция которых представляет собой инвестиции в человеческий капитал.

Таким образом, социальная политика является универсальным многофункциональным инструментом государства для решения социально значимых задач.

3. Доходы населения и проблемы их распределения в рыночной экономике. Под доходами понимается сумма денежных средств и натуральных выплат, получаемых за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг.

Совокупный доход включает в себя все виды доходов: заработную плату, трансферты, прибыль, гонорар, ренту, дивиденды, выигрыши, подарки, переводы и т. д. Кроме этого в состав совокупного дохода включаются и социальные льготы, которые получают семьи через субсидии на жилье, посещение детьми дошкольных учреждений, льготное питание школьников, льготные лекарства, дополнительные доходы с личного подсобного хозяйства.

Различают доходы трудовые и нетрудовые, законные и незаконные. Денежные доходы имеют номинальное и реальное измерение (с учетом уровня цен и стоимости жизненных благ). Доход, получаемый физическими лицами, делится на три части: оплату налоговых платежей и взносов, расходы на текущее потребление, вклады в личные сбережения. Расходы на потребление отражают уровень жизни в данной стране.

Уровень жизни – это фактически сложившиеся условия жизни и степень удовлетворения потребностей большинства населения на протяжении длительного периода. Учитывается обеспеченность жильем, наличие имущества, уровень доходов, состояние здравоохранения, доступность образования, условия труда и отдыха, общественная безопасность и др.

Чем меньше расходов идет на питание в общих доходах семьи, тем выше уровень жизни населения. Динамика и структура расходов семьи – барометр экономической ситуации. Во время экономического роста покупаются товары длительного пользования, услуги отдыха, образования. Во время кризиса – товары первой необходимости, услуги транспорта, медикаменты.

Для определения неравенства в распределении доходов используется кривая Лоренца и коэффициент Джинни (рис. 26.1).

Рис. 26.1. Кривая Лоренца

Кривая Лоренца отражает степень неравенства в распределении доходов в виде отклонения фактического распределения доходов от абсолютного равенства. Коэффициент Джинни характеризует дифференциацию денежных доходов населения: их разбежку между наиболее богатыми 10% населения и наиболее бедными 10% населения.

О благосостоянии граждан в стране можно судить по обобщающему показателю качества жизни. Качество жизни – интегрированный показатель, обобщающий основные качественные характеристики жизни населения. По мере продвижения прогресса в современном обществе главным богатством выступает человеческий потенциал. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) учитывает: доходы на душу населения, уровень грамотности и образованности взрослого населения, ожидаемую продолжительность жизни при рождении.

ООН ежегодно рассчитывает ИРЧП по 177 странам, который отражает уровень социального развития государств. Республика Беларусь занимает 68 место и входит в группу стран со средним уровнем развития человеческого потенциала. По уровню грамотности взрослого населения (99,6%) Беларусь опережает такие страны, как Италия, Испания, Греция и др. Вместе с тем, ожидаемая продолжительность жизни при рождении является не высокой (у мужчин – 67 лет, у женщин – 72 года), но наблюдается тенденция к ее повышению. Особенностью является то, что сравнительно не высокий уровень жизни в Республике Беларусь сочетается с высокой грамотностью и образованностью населения.

4. Социальная политика в странах с переходной экономикой. Приоритеты социальной политики Республики Беларусь. В связи с переходом от административно-командной к рыночной экономике, многие страны начали поиск путей совершенствования социальной политики. В мире существует два основных подхода к социальной политике: государственный патернализм и либеральный подход.

Государственный патернализм ориентирован на финансирование социальных вопросов за счет государственного бюджета. Основная роль в решении социальных проблем принадлежит госучреждениям. Все граждане имеют равные права на бесплатное медицинское обслуживание, на бесплатное образование, социальное обеспечение (без страховых видов этих отношений).

Либеральный подход предусматривает, что экономически сильные индивиды в состоянии сами позаботиться о своём социальном положении. За счёт собственных доходов они самостоятельно оплачивают все расходы по коммунальным услугам, профессиональному образованию, значительную часть расходов на лечение и пенсионное страхование. Пользователями социальной помощи являются только бедные, нуждающиеся в поддержке граждане, не имеющие возможности обеспечить достойный уровень проживания.

Не смотря на все особенности социальной защиты в разных странах, их системы имеют общие тенденции развития: переход от государственного патернализма к либеральному подходу. В результате реформирования систем социальной защиты в большинстве стран с переходной экономикой происходит смещение акцентов в социальной сфере: большая ответственность за решение социальных вопросов возлагается на самих граждан. Однако ряд вопросов решается государством.

В Республике Беларусь выделяют следующие приоритетные направления государственной социальной политики: всестороннее гармоничное развитие человека; формирование эффективной системы здравоохранения; внедрение прогрессивных и современных форм образования; развитие малых и средних городов; обеспеченность жильем малоимущих граждан; охрана и улучшение окружающей среды.

Поставленные социальные задачи находят свое отражение в следующих государственных программах: Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг.; Программа демографической безопасности Республики Беларусь; Государственная программа возрождения и развития села; Программа «Молодежь Беларуси» и др.

Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики позволит создать высокий уровень благосостояния работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудноспособных граждан, возможность самореализации и развития личности.

Особенности социальной политики в Республике Беларусь:

– защита населения от обнищания;

– защита стабильности рабочих мест как основного источника дохода;

– обеспечение доступности получения услуг образования и медицины;

– обеспечение многоуровневой системы социальной защиты (для работающий и социально неактивных категорий населения);

– создание адресной системы социальной защиты;

– упорядочение льгот;

– налоговые льготы для предприятий, создающих рабочие места для инвалидов, молодых женщин и молодежи;

– регулярный пересмотр минимальной заработной платы, уточнение стоимости минимальной потребительской корзины;

– развитие страховой медицины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: