Русский городской фольклорный театр наиболее мощный импульс развития получил в 18 веке, в эпоху преобразований Петра Великого, когда изменения в экономике и политике повлекли за собой и изменения в психологии и мировоззрении людей. C развитием промышленности и ростом городов оживилась торговля внутри страны и увеличилось количество всевозможных ярмарок. Рядом с торговыми сооружениями непременно появлялись трактиры, увеселительные городки с качелями и каруселями и цирковые и театральные балаганы – на радость простому люду. Помимо традиционных скоморошьих потех, кукольного театра и дрессированных животных здесь стали разыгрываться незамысловатые пьесы на злобу дня. Балаган впитывал и отбирал весь разнообразный материал, выплескивающийся во время праздничных гуляний, но не только приспосабливался к интересам зрителей, но порою и формировал их вкусы и запросы. Балаганы становятся центром и душой увеселительных городков. Само слово «балаган»в переводе с татарского означает: сарай, навес или временное дощатое строение, а в русский язык слово вошло еще во времена золотоордынского ига. Именно к 18 веку оформился балаган-театр, на подмостках которого разыгрывались коротенькие интермедии, называемые «игрищами». Оптимистичные, яркие, радостные, порою с налетом простонародной пошлятины басни, сказки, прибаутки и неизменный балаганный дед-зазывала, «карусельный дед». Сами представления длились от 15 минут до 1 часа и повторялись в течение дня от пяти до пятнадцати раз, собирая в ярмарочный день неплохие сборы.
|
|
Нельзя сказать, что балаганные представления отражали только народные проблемы. Правительство еще со времени царствования Петра Великого старалось подчинить своей идеологии празднества, приурочивая все происходящее на массовых праздниках, например, к военным победам, строго регламентируя репертуар площадных театров. Так, великий Реформатор воздвигнул на Красной площади для простого люда грандиозный балаган – «комедийную хоромину», первый публичный театр. Однако финансируемые правительством народные увеселительные гуляния в обход цензуре оставались в большинстве своем неуправляемыми. Шутки и сценки часто выходили за рамки цензуры, а освоившие эзопов язык старики-балагуры оказывались в полиции за слишком резкие политизированные куплеты. Балаганные пьесы и любимый в народе театр Петрушки все чаще задевают социальные проблемы, высмеивая то барина, то купца, то попа, то городового, вызывая искреннюю поддержку в народе и опасение у правительства.
Ярмарки и народные гуляния переносятся за пределы городов, а в начале 20 века проводятся все реже и реже, постепенно затихают, исчезают балаганы. Однако с исчезновением балаганов-театров их сценический принцип сразу же был использован большевиками при создании массовых представлений для полуграмотных новых «хозяев жизни». В создании уличных постановок для многотысячных народных праздников участвовали такие именитые мастера того времени, как Мейерхольд, Охлопков, Вахтангов.
|
|
Об исчезновении балаганов с сожалением пишут современники. Сын известного в конце 19 века владельца балаганных театров В. Лейферта А.В.Лейферт так описывает картину народных гуляний 19 века: «Балаганами в былое время называли не одни театры, в которых давались всяческие представления в течение Масленой и Пасхальной недель, но все то, что представляло из себя в эти недели Марсово поле в совокупности. Поэтому выражение «побывать на балаганах» означало посетить в эти дни Марсово поле и приобщиться к тем удовольствиям, какие в эти недели там были устроены для народа». Лейферт свидетельствует, что в создании представлений использовалась вся передовая техническая театральная база того времени, поэтому всевозможные аттракционы и трюки выглядели весьма эффектно. В актерский состав входили кроме любителей и профессиональные актеры, а общую атмосферу представлений автор описывает так: «Представления носили зрелищный характер и должны были ярко запечатлеваться у публики, вовсе не настроенной глубокомысленно и серьезно. Зрителю надо было, чтобы было чудно, приятно, ярко и нескучно… Публика покидала театр очарованная непременными яркими глубокими впечатлениями».
Младшими братьями балаганов, «аттракционами-спутниками» можно назвать и такие формы фольклорного театра, как вертеп – кукольный театр и «потешную панораму» – раек, где в «волшебном» глазке можно было за умеренную плату рассмотреть все чудеса мира и последние страницы величайших исторических событий. Присказки раешников также являют собой шедевры народной сатиры. Вертепные же картинки на библейские мотивы разыгрывались в основном на Рождество.