Школьный театр

Появление школьного театра на Руси в 17 веке связано с развитием школьного дела. Ученые, монахи, преподававшие в духовных школах, в частности из Киево-Могилянской Академии, где школьная драматургия и театр достигли высокого уровня развития, прекрасно понимали их воспитательное значение. Школьный театр в России17 века формировался как театр социально - политической ориентации и поэтому несет на себе отпечатки придворной эстетики.

Поскольку католический прозелитизм шел главным образом из Польши, близко расположенной к Украине, то естественно, что духовные школы на юге начали распространяться раньше, чем на севере. Особенно благоприятные условия для развития школьного театра создались в 30-х годах 17 в.— после реорганизации Киевской духовной академии митрополитом Петром Могилой. И Москве же школьный театр появился только в конце 17в.— в стенах основанной в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии. Затем, в связи с расширением сети духовных школ, школьные театры стали возникать и в других городах.

При постановке школьных пьес драматурги следовали специальным руководствам, из которых они черпали знания о сценической игре, режиссуре и оформлении спектаклей. Согласно законам школьного театра мизансцены строились таким образом, чтобы актеры всегда находились лицом к зрителям, а главное действующее лицо обязательно должно было стоять посредине сцены, а второстепенные - по бокам от него.

В общем наши школьные драмы были подобны своему прототипу. Они также отличались абстрактным характером и дидактизмом. Сюжеты для них заимствовались из Библии и Житий святых. Писались и исполнялись они, за исключением интермедий, на латинском языке.

Поведение актера на сцене определялось правилами 'изящной игры', следуя которым левую руку следовало держать на боку, а двигать только правой; в редком случае, если надо было показать отчаяние, поднимать ее выше плеча. Особое внимание уделялось выразительности кисти руки: жест и мимика актера предваряли слова, изображали то, о чем он собирался говорить. Ходить и стоять актеры обязаны были, сохраняя так называемый 'сценический крест' ( стопы ног развернуты в стороны). Главное требование сценической игры заключалось в естественности изображения подлинных лиц и пробуждении 'душевных ощущений' у зрителей.

Возможности духовного воздействия школьного театра в 16 веке использовались в религиозно-политических целях: Лютером в борьбе с католиками, иезуитами - с лютеранством и православием.

Украинские ученые-монахи, сопротивляясь римско-католическому влиянию, использовали средства своих противников-иезуитов, в том числе и школьный театр, который пришел на Украину из Польши. Однако, в отличие от пышных спектаклей иезуитов, тяготевших к произведениям эпохи Возрождения, украинский школьный театр в значительной степени сохранял приверженность к условным приемам средневековой драмы, ее жанрам - 'мистерии' и 'моралите'. В схоластической, оторванной от жизни, основанной на церковных догмах драме действовала в основном не люди, а аллегорические персонажи: Добро, Зло, Надежда, Зависть и т. д. По форме это были 'декламации' - монологи персонажей в сопровождении хора, исполнявшиеся в праздничные дни.

Зарождение русской школьной драмы связано с именем одного из воспитанников Киево-Могилянской академии-образованного человека, политического деятеля, просветителя и поэта Симеона Полоцкого (1629-1680). В 1664 году Полоцкий переезжает в Москву, где выполняет различные обязанности: переводчика, учителя латинского языка, воспитателя царских детей. Много времени он отдавал чтению и литературной работе. С Полоцкого 'начинается, хотя еще в самом глубоком зародыше, поворот литературной жизни, искание нового содержания и новой формы'. В сборнике его произведений 'Рифмологион' (1679) были напечатаны две пьесы: О Навуходоносоре царе, о теле злате и триех отроцех, в пещи не сожженных' и 'Комидия притчи о блудном сыне'.

Пьеса 'О Навуходоносоре...' была написана Полоцким на основе того же библейского сюжета, что и 'Пещное действо', которое к этому времени было запрещено. В 'Предисловие' (прологе) к пьесе 'О Навуходоносоре...', обращенном к царю Алексею Михайловичу, прославлялись его добродетели: благочестие и 'смирение', соблюдение приличий царского сана, и доброты, которые противопоставлялись нечестию и 'гордости' царя Навуходоносора, возомнившего себя превыше 'всех богов'. После изложения содержания пьесы, указывалась цель: дать 'утеху сердцам' царя и верным ему князьям и боярам.

ПЬЕСА О ЦАРЕ НАВУХОДОНОСОРЕ

… Имена юношей те же, что и в библейском рас­

сказе: Седрах, Мисах и Авдена го. Гневная речь к ним Навуходоносора

заканчивается словами: «Кто бог есть могущ вас мук свободити, от рук

всесильных наших исхитити?». Это не что иное, как перефразировка

библейского текста: «и тогда какой бог избавит вас от руки моей?».

Диалог юношей с царем в пьесе Полоцкого очень краток, каждый из

них говорит только один р а з, реплики их коротки и слова первого (С е д-

раха) точно воспроизводят 16-й и 17-й стихи 3-й главы книги пророка

Даниила. Отроков тут же бросают в печь. Речи воинов при этом несколько

напоминают речи «халдеев» из «Пещного действа», произносимые при

том же моменте представления. Действие быстро идет к р а з в я з к е: огонь,

пощадивший отроков, опаляет слуг ц а р я, Навуходоносор и его сановники

поражены этим чудом, царь раскаивается в своем поступке, призывает

юношей выйти из печи и приказывает чтить бога евреев. Юношей он при-

глашает в свои палаты. Ремарка поясняет: «И отыдут за завесы. По сих

епилог». Пьеса заканчивалась «игранием», т. е. музыкой.

В пьесе Полоцкого Навуходоносор не несет на к а з ания за свое з лодея­

ние, он раскаивается, и действие заканчивается общим примирением, но

все же царь, возомнивший себя богом, получает суровый урок: он ок а з а л ся

бессильным перед иной высшей силой и должен был признать эту силу и

покориться ей. Юноши Полоцкого не христианские мученики, как у Кос-

сена, а еврейские отроки — верные слуги и поклонники Иеговы.

Т о, что пьеса Полоцкого одноактная, не портит ее; наоборот, она даже

выигрывает бл а годаря своей компактности и краткости. В библейском

рассказе большую роль играет музыка. Полоцкий сохраняет эту красочную

деталь: в его пьесе Навуходоносор слушает «ликовствования мусикий» в то

время, когда по его прик а зу отливают из золота изображение его особы,

Музыкой, как и в Библии, подается зна к, что настало время поклоняться

«телу златому».

Ник а ких упоминаний и сведений о постановке пьесы не сохранилось,

в то же время эта постановка должна была быть очень яркой и красочной:

обилие музыки, драматический эффект с пьілающй печью и чудесным спа­

сением юношей — все это вместе с легко воспринимающимся стихотвор­

ным текстом должно было увлекать зрителей и сильно действовать на их

воображение.

Х отя в прологе добродетели царя Ал е к с ея Михайловича противопо­


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: