Нет: Обряды - пантомимный «язык религии» и средство общения с духовными существами.
Все же, основное внимание Тайлора в книге «Первобытная культура» направлено на анализ религии в её развитии от самых простейших форм к современным сложным типам мировых религий.
Свою главную задачу английский исследователь видит в осмыслении процесса становления религии, в интеллектуальной реконструкции так называемого «минимума религии», то есть первичной её формы и главных элементов, без которых религия немыслима.
Свой анализ религии Тайлор начинает с мифов. Он рассматривает их не как поэтический вымысел или индивидуальные фантазии, но как порождение древних коллективных представлений о мире, как переработанный сознанием жизненный опыт многих поколений людей.
с. 122
Тайлор обращает внимание на то, что научное изучение мифов, легенд и т.п. предполагает их сравнение в разных культурах.
с. 127-128
с. 129
Тайлор полагает, что на ранней стадии развития человечества мифы появляются как результат одушевления природы.
|
|
с. 129-130
с. 131
Вслед за природными мифами появляется и т.н. «космическая группа мифов» (сегодня мы называем эти мифы космогоническими). Их появление Тайлор связывает уже с процессами не одушевления, а олицетворения (когда неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями).
с. 131
с. 134
с. 135
с. 136-137
Примечание: про обсуждение роли языка в образовании мифов не беру, но в учебн. пособие можно включить. С. 141 и далее.
Кроме природных и «космических» мифов Тайлор последовательно рассматривает и более поздние их виды:
Глава VII
На многочисленных примерах мифов у разных народов Тайлор пытается доказать, что все мифы происходят, так или иначе, из глубокой древности, из первобытных мивороззренческих представлений, а не являются поэтической фантазией.
с. 178
7 Эдуард Бернетт Тайлор (1832 – 1917) – английский этнограф, наиболее известный классик эволюционизма. Тайлор родился в зажиточной семье, и поначалу готовился к торгово-промышленной деятельности. Поэтому он не получил высшего образования. Однако, когда в 1855 г. он поехал в Америку, чтобы поправить здоровье, он страстно заинтересовался бытом и древностями этой страны. Вернувшись в Европу, Тайлор начал систематически изучать этнографическую литературу, и через 10 лет, в 1965 г., выпустил первый серьезный труд – «Исследования в области древней истории человечества», в котором он проводит идею прогресса человеческой культуры от эпохи дикости до современной цивилизации. Но наибольшую известность он получил благодаря книге «Первобытная культура», изданной в 1871 г. Эта работа была впоследствии переведена на русский язык. В ней Тайлор проводит свои строго эволюционистские идеи, подкрепляя их громадным количеством этнографического материала. Третья книга Тайлора – «Антропология» - вышла еще через 10 лет, в 1881 г. В ней он подытоживает идеи своих предшествующих работ, а также рассматривает вопросы развития техники и материальной культуры.
|
|