Место первобытного анимизма в высших слоях культуры

Из простейшей идеи души в дальнейшем развились, по мнению Тайлора, более сложные представления – о духах природы, животных, растений, о загробной жизни, наконец, о великих богах природы, о верховном боге. «Анимизм составляет, в самом деле, основу философии религии как у дикарей, так и у цивилизованных народов»[6], - пишет Тайлор.


[4] Сэр Лёббок Дж Доисторические времена или первобытная эпоха человесетва. М., 1876. С. 2, 342-343.

[5] Найти ссылку

[6]

8. Концепция динамизма Р.Р. Маретта: Понятия «преанимизм», «аниматизм», феномены «табу» и «мана».

Одним из виднейших теоретиков преанимизма был Роберт Маретт, который в статье "Преанимистическая религия" впервые употребил и самый термин "преанимизм". Для Маретта религия и магия не противоположны, они не исключают друг друга, как это было для Фрэзера. Магия, как и религия, одинаково основаны на вере в безличную, недифференцированную силу. Обе они, по Маретту, вычленились из единого массива неоформленных верований и эмоций, связанных с таинственной и вызывающей страх сверхъестественной силой. Представление о ней Маретт заимствовал из труда миссионера Р.Кодрингтона "Меланезийцы". Последний называл ее словом "мана" и полагал, что на этом представлении основана вся религия меланезийцев. Согласно Маретту, мана – выражение тенденции первобытного человека наделять силу, таящуюся в живых существах и даже неодушевленных предметах, независимым бытием. Человек склонен объективировать и олицетворять то, что воспринимается им как таинственное и необычное, внушает страх и благоговение.

Маретт подобно другим эволюционистам, постулирует первоначальную, исходную стадию религиозного развития. Эту стадию, связанную с верой в безличную всепроникающую силу, Маретт называет " супернатурализмом ". По его мнению, она и логически, и исторически предшествовала возникновению анимистических представлений.

Теория Маретта – менее рационалистична. Его подход был психологическим, большое значение придавалось им аффективной и эмоциональной сфере индивидуального опыта. Эмоциональное восприятие сверхъестественного формирует его концептуальный образ. Перенесение индивидуально-психических переживаний аффекта на явления окружающего мира Маретт называл "аниматизмом " (от лат. анимаре – оживлять). В более привычном словоупотреблении под аниматизмом понимается представление о безличной силе, пронизывающей собою вселенную, оживотворяющей ее и воздействующей на жизнь людей. По его мнению, магия возникает из эмоционального напряжения. Аффективное действие является первоначальной формой магии. По образному выражению Маретта, первобытный человек не столько размышляет о религии, сколько выплясывает ее. Он действует, прежде всего, под влиянием безотчетных эмоций и бессознательных импульсов. Поэтому в религии первичны не идеи, а действия, не верования, а культ, ритуал. В конечном счете именно ритуал порождает миф, а не миф порождает ритуал, – утверждает Маретт.

Как и многие антропологи, Маррет также создает свою модель «минимума религии»: позитивная мана и негативный запрет – табу. Формула "мана – табу" выражает собою универсальную двойственную природу сверхъестественного в его позитивном и негативном аспектах. Если Фрэзер включил понятие табу в сферу магии, Маретт стремится показать, что это понятие относится одновременно и к сфере религии. Табу – это отрицательная мана, а не отрицательная магия. Понятия мана и табу могут претендовать на роль общих научных категорий. Мана означает, говоря словами Маретта, положительный модус (измерение) сверхъестественного, а табу – отрицательный. Маретт развивает это положение следующим образом: табу является модусом не столько отрицательным, сколько запретительным, а мана – не просто положительным, но и тавматургическим (чудотворящим). Подобно энергии, мана может быть потенциальной, находиться в состоянии покоя. Мана и табу – это само сверхъестественное в его "экзистенциальном измерении". Оно не является ни добрым, ни злым, его оценочное, моралистическое измерение – вторичное, позднейшее. Формула "мана – табу", полагает Маретт, наилучшим образом выражает сверхъестественное в понимании первобытного человека.

Вопрос 9

согласно Фрэзеру, магия в своей основе носит чисто интеллектуальный характер — в ней нет ничего мистического. Отправной точкой для исследований Фрэзера послужила идея о том, что первобытные люди уже постигают регулярность природы — порядок вещей, возобновляющийся в неизменной последовательности, без какого-либо вмешательства со стороны иных факторов (Фрэзер Дж. Золотая ветвь. С. 18).404 Этот порядок понимается таким образом, что вещи оказывают воздействие друг на друга на расстоянии в силу симпатии. Эта симпатия не имеет никакого отношения к эмоциональности и лишь обозначает связь между существами и вещами через прямое сродство. В этом смысле любая магия является магией симпатической. Но следует различать два вида магии в зависимости оттого, лежит ли в ее основании закон подобия или закон соприкосновения, заражения. Мы получаем, таким образом, с одной стороны, «подражательную магию», с другой стороны — «симпатическую магию в строгом смысле слова», или «магию через сходство». Подражательная магия была позднее определена Фрэзером как «гомеопатическая», а магия собственно симпатическая - как «контагиозная магия» (Frazer J. Origines magiques de la royaut?. 1920. P. 35-38), причем эти термины имеют более широкий смысл, поскольку включают в себя даже магические отношения между растениями и неодушевленными предметами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: