А.Р. Рэдклифф-Браун: анализ табу, верований, ритуалов, тотемизма

Радклифф-Браун— британский этнограф и социальный (культурный) антрополог, один из основоположников структурного функционализма и современной социально-культурной антропологии. Его основные труды — "Андаманские острова" (1922), "Метод этнологии и социальной антропологии" (1923), "Историческая и функциональная интерпретация культуры" (1929). Основу учения Рэдклифф- Брауна составляют две идеи: идея функционального подхода к пониманию культуры и социальной структуры и идея структурализма.

Его функционализм проявляется в том, что культура в его работах рассматривается как интегрированная функционирующая система. «Функциональный метод интерпретации, – отмечает А.Р.Рэдклифф-Браун, – зиждется на допущении, что культура представляет собой интегрированную систему. В жизни конкретного сообщества каждый элемент культуры играет особую роль, выполняет свою специфическую функцию. Так табу – (установление, состоящее в строгом запрете действий по отношению к определенным вещам, людям, явлениям), согласно Рэдклиффу-Брауну выражает и подкрепляет чувства и ценности, важные для поддержания общества.

А религиозный ритуал не только объединяет людей, его действие направлено на воспроизведение всех особенностей социальной структуры конкретного общества, так как мифы, лежащие в основе ритуала, — это, по мнению Рэдклифф-Брауна, закодированные в специфической форме нормы, регулирующие поведение людей и потому определяющие согласованность их действий в социальной структуре.

Также Рэдклифф-Браун вносит и собственное понимание тотемизма: у охотничьих и собирательских народов наиболее важные животные, растения и природные явления рассматриваются как «священные», т.е. они сопряжены с ритуальной позицией; первоначально ритуальные отношения между человеком и природой носили обобщенный характер: это отношения между обществом в целом и его священными объектами; но, когда общество дифференцируется, тогда вступает в действие другой принцип: в комплексе обобщенных отношений общества к священным объектам выделяются и устанавливаются особые отношения между каждой группой, или сегментом, и каким-то одним (или более) священным объектом. Или иными словами тотемизм следует понимать, как специфическое развитие всеобщей ритуальной связи между человеком и живыми природными объектами в примитивных сообществах. Эта всеобщая ритуальная связь обусловлена зависимостью существования племени от отдельных видов растений и животных.

Функция же ритуального отношения группы к ее тотему состоит в выражении и, следовательно, поддержании солидарности группы (здесь Рэдклифф-Браун разделяет теорию Дюркгейма). Причина, по которой именно биологические виды были выбраны в качестве эмблем, или символов, социальных групп, коренится в самой природе социальной организации. Тотемизм, таким образом, является крайне необычным способом установления социальной солидарности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: