Л.Я. Штернберг: анимизм - основа формирования других архаических верований

Л.Я. Штернберг: краткая справка об антропологе: этнограф академии наук (музей антропологии и этнографии). 1861-1927. Был секретарем русского комитета по изучению Восточной и Средней Азии. Он предпринял ряд путешествий по Сахалину и Приамурскому краю, изучая первобытныеплемена (гиляков, айнов, ороков, орочей, ольчей, гольдов). Особенно важные материалы собраны им по быту, религии, языку и фольклору гиляков. Разработал теорию божественного избранничества в религии. Описал систему группового брака. Подтвердил взгляды Маркса и Энгельса в том, что групповой брак является всеобщей ступенью развития человечества. Классификация родства. «Первобытные верования в свете этнографии» (читали: основы первобытной религии).

Учение о божествах претерпело эволюцию. Наиболее ранний - культ животных и их хозяев. У тех народов, в жизни которых солнце играло важную роль, на сцену На ранних ступенях окружающий мир территориально представлялся разделенным между бесконечным множеством мелких, почти равноправных божеств-хозяев, каждый из которых в своей области покровительствовал только одному родо-племенному союзу. Наряду с божествами территориальными, „хозяевами", признавалось существование и множества других духов, оказывавших свое влияние на всевозможные явления природы. Каждый отдельный предмет, каждый цикл человеческих действий и перипетий жизни имел своего специального хозяина-покровителя и виновника, от которого зависел успех в каждом деле. Сообразно своей антропоморфной природе боги жили такой же социальной, жизнью, как и их поклонники.

Постепенно, с увеличением власти человека над окружающей природой, с образованием крупных социальных организаций, на первое место выдвигаются вполне антропоморфированные владыки огромных областей природы и жизни — боги неба, земли, жизни, смерти, войны, мира, плодородия и т. д., но сфера их влияния ограничена национальными рамками. Ообилие национальных богов доводится, наконец, до абсурда, вступает в противоречие с выросшим разумом, и анимизм завершает свой цикл в двух грандиозных концепциях: в концепции монотеизма, и концепции пантеизма.

Подобно эволюции богов, пережила огромную эволюцию и идея души. Постепенно терялась идея множественности и парциальности душ индивида, исчезала вера в наличность душ у объектов неодушевленного мира и, наконец, изменилось представление и о самой природе души. Первоначально грубо материализованная душа, в конце концов, совершенно утрачивает свой телесный характер и превращается в чисто духовное существо, отличительный признак которого — отсутствие всякой телесности и телесных потребностей.

Религия анимизма создала и соответственный культ. Появились специалисты, избранники духов, шаманы, жрецы, которые в силу своей психической индивидуальности оказывались наиболее пригодными для общения с духами и пользования ими на благо человеку. Постепенно это искусство превратилось в профессию, ставшую привилегией особых классов, которые вместе с культом монополизировали и знание, и моральное и духовное руководство народом.

Из лекции:

Как и духи, божества антропоморфны. Политеизм противопоставляется полидемонизму.

Анимизм формируется в:
1) Концепция монотеизма;
2) концепция политеизма – симбиоз душ, пребывающих в Единой душе Вселенной.

Каждый человек через идол может как-то коммуницировать с божеством – это идолопоклоннство.(кэп).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: