Л.Я. Штернберг: теория божественного избранничества. Влияние сексуальных переживаний на развитие религий

Идея избранничества — одна из кардинальнейших идей во всех религиозных системах, начиная с самых первобытных и кончая самыми высшими, монотеистическими. В основе самой ранней религиозной идеи, идеи удачи, счастья, лежит представление о чьем-то специальном покровительстве, чьем-то специальном расположении к тому или другому отдельному лицу. Идея эта коренится в основном миропонимании первобытного человека. С того времени как человек открыл в окружающем мире существование особых существ — духов — ив волевых актах этих последних стал видеть причины всех происходящих явлений, он стал приписывать все свои житейские успехи и превратности непосредственному вмешательству тех или иных духов.

С точки зрения первобытного человека, всякий преуспевающий в жизни или выдающийся человек, всякий удачливый, талантливый, умный, человек — это избранник, т. е. человек, который почему-либо привлек к себе симпатии того или другого властного духа или божества.

Дальнейшего развития и завершения эта идея достигла в связи с представлением о возможности непосредственного общения человека с представителями мира духов. Благодаря этому общению избранник приобретает сверхъестественные силы, становится посредником между людьми и божеством и, наконец, глашатаем его воли, учения и велений. Отсюда — идея вселения божества, идея откровения, идея богочеловечества, идеи, породившие шаманов, жрецов, пророков, основателей религий.

В религий низшего порядка, генезис избранничества проще всего было бы искать в культе предков. Обожествленный предок в силу своей родительской симпатии оказывает свое покровительство более любимому или достойному своему потомку. Тут мотивом явилось бы естественное родительское или родовое чувство, предпочитающее покровительствовать своему, а не чужому. Такие представления действительно очень распространены, но они, несомненно, не первичного происхождения, ибо ведь обожествленный предок, в свою очередь, тоже избранник божества.

Кто же в таком случае те первичные духи, которые избирают шамана, и, что еще важнее, каковы мотивы избранничества и в чем, наконец, то основное в психических переживаниях будущего шамана, которое приводит к представлениям об избранничестве. Обычно все объяснения сводятся к наследственности шаманского дара и влиянию предка. И совершенно оставлены без внимания следующие два самых важных момента. Прежде всего совершенно не делается различия между духами-помощниками шамана и между тем высшим духом, который избрал шамана и дал ему первых в его распоряжение. Второй, еще более важный момент, совершенно игнорируемый исследователями: какова интимная сторона между избранником и избравшим его духом, по каким мотивам тот или другой дух останавливает свой выбор на данном индивиде и становится его покровителем и помощником?

Прежде всего нужно строго различаются дух-покровитель (ajami), который сделал шамана своим избранником, и духи, подчиненные шаману (snwbn), данные ему первым в его распоряжение. И, что особенно важно, здесь с необычайной яркостью раскрываются совершенно своеобразные интимные отношения между шаманом и избравшим его духом, отношения, основанные на сексуальных эмоциях. Здесь перед нами, по-видимому, первичный мотив избранничества.

Вселяющийся дух- вдохновитель шамана, питает сексуальную любовь к своему избраннику. Таким образом становится возможным, чтобы духом-покровителем шамана являлся не чуждый ему космический дух, а дух, связанный с ним и родственными узами. В дальнейшей эволюции поэтому может отпасть элемент сексуальный и сохраниться только элемент родственный (отсюда и обычное объяснение шаманского дара как дара предков).

Таким образом, основным мотивом избранничества является сексуальная любовь духа к своему избраннику, любовь принудительная, но в конце концов шаман примиряется и становится постоянным мужем своей ajami(духу-покровителю) и ночью во сне разделяет с ней супружеское ложе, кормит и поит ее, а в награду она дает ему духов-помощников, которые помогают ему при исполнении его шаманских функций. Все что шаман делает и говорит во время ритуала, это не он сам, а его ajami, которая в то время вселяется в него и становится его личностью.

Идея сексуального избранничества в дальнейшем претерпела эволюцию. Если первоначально инициатива исходит от духа, и избранничество пассивно, то на следующей стадии эволюции человек осознает выгоду от избранничества и начинает добиваться его; это уже активное избранничество. Появляется институт священного брака с божествами. Следующий шаг: можно активно привлечь покровительство божества, если убить молодого человека или молодую девушку и этим сделать ее женой или мужем того или иного божества. Следующий этап этой эволюции — переход от шаманства к жречеству.

17) Богораз: общие выводы о формирование религиозных представлений у чукоч. На первой стадии всем окружающим предметам приписывается жизнь такая же, какой обладает человек. Формы вещей и их предполагаемое участие в проявлениях жизни не принимаются во внимание и даже не включаются в поле зрения. Камни. Деревья, холмы и явления природы считаются живыми безотносительно к их форме. Предмет движется, следовательно он живой (деревья шелестят, об камень можно споткнутся). Человек борется с вещами, побеждает или убивает их. Он приносит им жертвы, просит их о защите. Он подбирает мелкие предметы и делает их своими амулетами, думая, что они принесут ему защиту. Вторая стадия – развитие ведет к восприятию сходства внешнего вида предмета с общей формой и отдельными частями человеческого тела – появляется представление о более внутреннем сходстве. Каждое случайное сходство подхватывается - рот, голова, руки усматриваются во внешнем виде предметов, которые считаются живыми. Легкого сходства с формой человеческого тела достаточно для того, чтобы предмет стал амулетом. Третья стадия – возникает идея о том, что вещи имеют двойную природу свой вид и человекоподбный. Обе формы материальны, и вещи могут свободно менять их одну на другую. Топоры могут превращаться в людей, а люди в животных и неодушевленные предметы. Например деревянные амулеты ночью становятся пастухами. Четвертая стадии – как прямой вывод из идеи о двойной природе вещей возникает представление о том, что одна из двух сущностей, свойственных им, - внешняя, другая – внутренняя, скрытая под обычной формой. Она невидима человеческому глазу, но она способна к выходу из внешней оболочки и тогда представляется в виде человеческого существа. Так возникает первое представление о материальной форме, и жизненной силой, которая в ней содержится. Появляется дух или гений антропоморфного вида. В таком виде он может явиться шаман или другому человеку. Гению присущи все материальные и духовные свойства человека. Концепция гения определяется у американских эскимосов как «его человек». Также к этой стадии относится возникновение представления о человеческой душе, которая заключена в теле и иногда покидает его во сне. Пятая стадия – гении освобождаются от материальной оболочки и становятся духами. Многие приобретают индивидуальные черты и вступают в различные отношения друг с другом. Так возникает первичная мифология, состоящая из рассказов о духах, наделенными специальными силами, но человекоподобных – нуждающихся в пище и подверженных смерти. Возникают верования, что мертвецы после разрушения их тела становятся невидимыми духами. Возникновение идей о нескольких мирах: под землей покойники, над – духи. Мертвые, в отличии от хрупкой души, представляются как невидимые духи, которые способны причинить зло и оказывать помощь потомкам èкульт предков.

Большие объединения предметов имеют своих владельцев, которые называются хозяевами. Хозяев часто называют духами, у каждого свои особенности (хозяин леса – деревянный, без рук и ног, как бревно; у хозяина реки – белая толстая шкура). Kelet – все виды духов (злые духи, каннибалы, духи, помогающие шаману). Также есть благосклонные существа, которым совершают жертвоприношения. Они живут по всем направлениям компаса и олицетворяют собой эти направления. Солнце описывается как отдельное существо. Его представляют как человека в блестящих одеждах, блуждающего по небу. Месяц – тоже человек, он прямо противоположен солнцу. Месяц называется солнцем kelet. Шаманы обращаются к месяцу за злыми чарами и заклинаниями. Звезды и созвездия принадлежат к существам. Наибольшего внимания удостаивается Полярная звезды (чукчи называют её «неподвижная звезда» или «гвоздь – звезда»). Существа неопределенного характера – творец употребляется в космогонических легендах), остальные – в молитвах и заклинаниях: верховное существо, наружное, милостивое существо и т.д. они могущественны, но бездеятельны. Представляют собой бледное олицетворение творческих сил природы. Чудовища - дельфин – касатка, гигантский белый медведь. Все звери и птицы во главе с оленем олицетворяют собой белое шаманство, а собака, лошадь и мамонт – олицетворение тьмы и злобы. По космогоническим представлениям чукоч существует несколько миров, расположенных один над другим. Количество миров – 5, 7 или 9. Миры расположены в равном количестве над и под землей. ДУША, Кроме одной души, ведающей всем телом, есть еще несколько частичных душ есть специальные души «органов тела», ног и рук. Эти души могут быть утрачены, и тогда соответствующий орган болеет или отсыхает. Короткодушным называют человека, у которого постоянно мерзнет нос, выражая этим, что часть его жизненной силы покидает тело. Души могут быть похищены kelet, тогда человек умирает. Шаман может найти и вернуть утраченную душу; если не может – шаман вдыхает в пациента часть своего духа. Царство мертвых. Мертвец отождествляются с верхним народом или нижним народом подземного мира. Дым от погребального костра – путь мертвецов на небо. Северное сияние - местообитание мертвецов, которые умерли внезапной, преимущественно насильственной смертью. Мертвецы как благожелательные защитники своих потомков(культ предков) и как враждебные людям духи.

18) Богораз: стадии развития религиозных представлений

Первоначальное развитие мировоззрения имеет 5 стадий. Богораз избегает употребление слова «анимизм», так как оно предполагает наличие понятия о человеческой душе, которое, по мнению автора, появляется на более поздних стадиях развития человеческого сознания. Тэйлор говорит, что анимизм зиждется на двух основах, вытекающих из одного источника: 1) представление о душе отдельного существа, продолжающей жить после смерти. 2) представления о духах, вплоть до разряда могущественных бож. Существ. Согласно теории богораза, оба эти представления относятся к более поздней стадии. Таким образом, богораз показывает, каким образом первобытный человек дошел до стадии анимизма.

На первой стадии всем окружающим предметам приписывается жизнь такая же, какой обладает человек. Формы вещей и их предполагаемое участие в проявлениях жизни не принимаются во внимание и даже не включаются в поле зрения. Камни. Деревья, холмы и явления природы считаются живыми безотносительно к их форме. Предмет движется, следовательно он живой (деревья шелестят, об камень можно споткнутся). Человек борется с вещами, побеждает или убивает их. Он приносит им жертвы, просит их о защите. Он подбирает мелкие предметы и делает их своими амулетами, думая, что они принесут ему защиту.

Вторая стадия – развитие ведет к восприятию сходства внешнего вида предмета с общей формой и отдельными частями человеческого тела – появляется представление о более внутреннем сходстве. Каждое случайное сходство подхватывается - рот, голова, руки усматриваются во внешнем виде предметов, которые считаются живыми. Легкого сходства с формой человеческого тела достаточно для того, чтобы предмет стал амулетом.

Третья стадия – возникает идея о том, что вещи имеют двойную природу свой вид и человекоподбный. Обе формы материальны, и вещи могут свободно менять их одну на другую. Топоры могут превращаться в людей, а люди в животных и неодушевленные предметы.

Четвертая стадии – как прямой вывод из идеи о двойной природе вещей возникает представление о том, что одна из двух сущностей, свойственных им, - внешняя, другая – внутренняя, скрытая под обычной формой. Она невидима человеческому глазу, но она способна к выходу из внешней оболочки и тогда представляется в виде человеческого существа. Так возникает первое представление о материальной форме, и жизненной силой, которая в ней содержится. Появляется дух или гений антропоморфного вида. В таком виде он может явиться шаман или другому человеку. Гению присущи все материальные и духовные свойства человека. Концепция гения определяется у американских эскимосов как «его человек». Также к этой стадии относится возникновение представления о человеческой душе, которая заключена в теле и иногда покидает его во сне.

Пятая стадия – гении освобождаются от материальной оболочки и становятся духами. Многие приобретают индивидуальные черты и вступают в различные отношения друг с другом. Так возникает первичная мифология, состоящая из рассказов о духах, наделенными специальными силами, но человекоподобных – нуждающихся в пище и подверженных смерти. Возникают верования, что мертвецы после разрушения их тела становятся невидимыми духами. Возникновение идей о нескольких мирах: под землей покойники, над – духи. Мертвые, в отличии от хрупкой души, представляются как невидимые духи, которые способны причинить зло и оказывать помощь потомкам èкульт предков. Все пять стадий возникают почти одновременно и сосуществуют рядом. Богораз пишет: можно заметить, что более ранние стадии как бы отмирают, тогда как более поздние находятся в полном развитии и преобладают у большинства первобытных народов.

Структурно-функциональный анализ А.Р. Рэдклифф-Брауна: Социальная антропология как «естественная наука об обществе». Применение теории социальных систем к изучению первобытного общества. Изучение устойчивых социальных структур, их типов, форм и функций. Исследование процессов адаптации, коадаптации и интеграции.

Радклифф-Браун— британский этнограф и социальный (культурный) антрополог, один из основоположников структурного функционализма и современной социально-культурной антропологии. Его основные труды — "Андаманские острова" (1922), "Метод этнологии и социальной антропологии" (1923), "Историческая и функциональная интерпретация культуры" (1929).

В работе «Метод в социальной антропологии» Рэдклифф-Браун проводит различие между предметом этнологии и предметом социальной антропологии. Этнология опирается в своих разысканиях на метод исторической реконструкции. Этот метод заключается в том, что изучаемая культура прослеживается в историческом срезе; причем, в случае, если исследователю не хватает данных, он прибегает к гипотетической реконструкции истории. Таким образом, данный метод может применяться даже тогда, когда мы не располагаем никакими историческими документами. Этнологический анализ культуры эффективен только тогда, когда он дополняет знания, получаемые из истории и археологии. Гораздо более эффективным является индуктивный метод, определяющий предметную область социальной антропологии. Суть метода индукции, заключается в том что сначала из наблюдений берутся факты, а потом для объяснения этих фактов формулируется гипотеза. Следующим шагом является повторное обращение к полевым наблюдениям с целью проверки и подтверждения гипотезы.

Таким образом, «социальная антропология» пытается сформулировать общие законы, лежащие в основе явлений культуры. Социальная антропология должна стать естественной наукой об обществе, основанной на эмпирических методах исследования и нацеленной на открытие общих законов.

Также при формировании систематической теории социальной антропологии антрополог задавался вопросом: какова та конкретная, наблюдаемая, феноменальная реальность, с которой имеет дело теория? Его ответ был: это процесс общественной жизни. Единицей исследования является общественная жизнь в неком определенном регионе Земли в течение определенного периода времени. Установление существенных общих черт процесса социальной жизни составляет форму социальной жизни. Таким образом, социальная антропология есть сравнительное теоретическое изучение форм социальной жизни у примитивных народов. При этом проводится как синхронное (в данный момент, статический срез), так и диахронное (в динамике) описание первобытной социальной жизни. В круг вопросов социальной антропологии входит непрерывность культурных традиций, а также их изменения.

Также Рэдклифф-Браун предложил изучать первобытное общество с позиции структурно-функционального анализа. Подход предполагает использование теории социальной статики и динамики, а также изучение структур и функций общества как социальной системы. Ключевыми понятиями являются процесс, структура и функция. Под структурой Рэдклифф-Браун понимает некоторый упорядоченный набор частей, или компонентов. Единица социальной структуры - личность, т.е. человеческое существо, рассматриваемое с точки зрения позиции, занимаемой в социальной структуре. Структура характеризуется непрерывностью (лучше сказать – устойчивостью, но Рэдклифф-Браун использует именно этот термин). Социальная структура обеспечивается сетью социальных отношений, которые, в свою очередь, определяются социальным процессом. Любые отношения характеризуются тем, что поведение людей при взаимодействии друг с другом регулируется нормами, правилами и эталонами. Нормы поведения, установленные для конкретной формы общественной жизни, обычно называют институтами. Институт — это установившаяся форма поведения, признаваемая определенной социальной группой или классом. Понятие института означает легко распознаваемый тип или вид социальных отношений и взаимодействий. Институты, если понимать под этим термином упорядочивание обществом взаимодействия людей в рамках социальных отношений, образуют двоякую связь: во-первых, со структурой, с группой или классом, где институт функционирует, во-вторых, с теми отношениями внутри структурированной системы, которые регламентируются данными нормами. Понятие «организация» находится в тесной связи с понятием социальной структуры, но не тождественно ему. Социальная структура — это распределение лиц в системе отношений, регулируемых или установленных институтами, таких, как отношения монарха и подданных, мужа и жены, тогда как термин «организация» относится к распределению активности. Организация (например, фабрики) — это распределение разнообразных обязанностей (управляющего, мастеров, рабочих в процессе общей деятельности предприятия). Наконец, отдельно рассматривается понятие социальной функции, указывающей на взаимосвязь между социальной структурой и процессом общественной жизни.

Исследование процессов адаптации, коадаптации и интеграции. Адаптация (приспособление) – понятие теории эволюции, которое может быть использовано при изучении форм социальной жизни. Живой организм способен продолжать свое существование, только если он адаптирован как к внешним, так и к внутренним условиям. 1) Внутренняя адаптация зависит от согласованности различных органов и их деятельности, благодаря которой различные физиологические процессы образуют непрерывно функционирующую систему, поддерживающую жизнь в организме. 2) Внешняя адаптация — это приспособление организма к среде, в которой он живет. Различение внешней и внутренней адаптации — это всего лишь способ различения двух аспектов адаптационной системы, единой для всех организмов одного вида. Но социальная жизнь и социальная адаптация требуют еще и 3) приспособления поведения отдельных организмов к нуждам процесса, поддерживающего социальную жизнь в целом. При изучении форм социальной жизни как адаптационных систем необходимо различать три указанных аспекта. Кроме того, социальная жизнь некоторым образом приспосабливается к биологической среде, и в этой связи можно говорить об экологической адаптации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: