Розничная торговля

Розничная торговая сеть классифицируется по видам предприятий, предлагаемому ассортименту товаров, структуризации розничной торговли, размещению и концентрации магазинов.

По видам торговые предприятия подразделяются на магазины, магазины-склады, павильоны и палатки, передвижные пункты продажи (автомагазин), розничные рынки и др.

По предлагаемому ассортименту товаров магазины классифици­руются на:

• узкоспециализированные (товары одной группы (подгруппы) массового спроса);

• специализированные (товары двух-трех групп, объединенных общностью спроса);

• универсальные (основные группы продовольственных или не­продовольственных товаров);

• комбинированные (товары различных групп, близких по по­требительскому назначению);

• смешанные (продовольственные и непродовольственные то­вары).

Магазины-склады заняты реализацией относительно большого объема товаров. Эксплуатационные расходы составляют 12—15% от суммы их продажи (в специализированных и универсальных магазинах - 30-40%).

Павильоны, палатки, ларьки и другие объекты мелкорозничной торговли продают товары по ценам несколько ниже обычных, по­скольку организуют свою деятельность с минимальными издержками. Они работают без особых удобств, ограничены торговыми услугами, имеют простое оборудование.

Автомагазины в основном предназначены для обслуживания от­даленных районов и сельской местности. По своей принадлежности автомагазины располагают узкой товарной номенклатурой.

Основными тенденциями развития розничной торговли являются:

внедрение сетевой торговли в регионы страны. В настоящее время состояние торговли как отрасли определяют специализированные розничные сети (ритейл), причем в зарубежных странах их доля со­ставляет 60 - 90% товарооборота. Нередко торговые сети объединя­ют несколько тысяч магазинов и постепенно превращаются в крупные транснациональные ком­пании. Сетевые системы торговли, открывая магазины в регионах, всегда имеют преимущества перед местными предприятиями торговли за счет корпоративных финансовых ресурсов и высоких оборотов продаж. В результате они препятствуют сбыту региональных товаров и вытесняют местные предприятия торговли в сферу малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Можно привести несколько примеров экспансии западными торговыми сетями российского рынка: Французская торговая группа "Auchan" управляет 320 гипермаркетами и 600 супермаркетами в странах Европы и Азии. В России в настоящее время работают 8 магазинов "Auchan".

"IKEA" владеет 220 мебельными магазинами в нескольких десятках стран. В России действуют 5 магазинов с оборотом.в 10 млрд. руб.

"MetroCash&Carry" является третьей по величине торговой компанией в мире. Оптовые подразделения - "MetroCash&Carry" (47% в общей выручке), "Real" (14,5%) и "MediaMarkt/Saturn" (21,7%). "Metro" принадлежит 2,5 тыс. магазинов в более чем 30 странах. В России "Metro" владеет 27 торговыми центрами.

Компания "Рамэнка" управляет в России сетью из 55 магазинов.

Кроме международныхритейлеров, на российском рынке действуют следующие розничные сети:

ЗАО "Торговый дом "Перекресток" (с 1995 г., в мае 2006 г. вошло в сеть "Пятерочка") на начало 2006 г. объединяло 129 магазинов, включая 88 супермаркетов и 7 гипермаркетов;

сеть "Пятерочка", в которую входило более 750 универсамов;

сеть "Седьмой континент" (119 магазинов);

компания "Техносила" насчитывает 73 магазина;

сеть салонов связи "Связной" -1065 магазинов;

компания "Эльдорадо" управляет сетью из 950 магазинов (около 50% -франчайзинговые) в России и на Украине;

группа "Евросеть" (входят 25 компаний) занимается розничной торговлей мобильными телефонами и цифровой техникой. В 2005 г. "Евросеть" открыла более 1,9 тыс. салонов.

ориентация торговли на группы потребителей с определенным уровнем дохода. Однотипные предприятия торговли, даже достаточно крупные, с высоким уровнем оборотов, особенно в системе «супермаркетов», принципиально различаются по ассортименту реализуемых товаров. Это связано, в первую очередь, с ориентацией торговли на группы населения с определенным уровнем доходов. Сде­лать торговлю универсальной сложно и затратно. В результате испытывают трудности и «народные» предприятия, ориентированные на широкие массы населения с низкой покупательной способностью, и элитные магазины, реализующие высококачественную, но не пользующуюся расширенным спросом продукцию;

ликвидация мини-рынков муниципальными властями. Сегодня во всех регионах России обнаружи­вается тенденция к существенному снижению роли открытых мелкооптовых рынков, не от­вечающих установленным требованиям, и к переводу их в режим работы современных торговых центров мелкооптовой торговли. Тем не менее, крупным мага­зинам и торговым сетям трудно конкуриро­вать с мелкооптовыми рынками, которые не слишком заботятся о качестве обслуживания, скрывают объемы реального товарооборота и уходят от налогов. Ликвидация действующих рынков может существенно улучшить условия для развития торговых сетей.

Всоответствии с градостроительными проектами во всех крупных городах на месте открытых мини-рынков возводятся торговые комплексы, по мнению властей, создающие комфортные условия для субъектов торговли и покупателей. На самом деле процесс оказался гораздо более сложным, с негативными социальными последствиями. Граждан с небольшими доходами, пользующихся мини-рынками, привлекала стоимость товаров, которая резко возросла из-за роста расходной статьи торговых точек на аренду помещений и вытеснения социальных товаров;

Сегодня развитие розничных сетей в России серьез­но затруднено, что обусловлено рядом специ­фических российских условий. К их числу относятся: налоговый режим, бюрократичес­кие сложности с отводом земли и оформле­нием документации на объекты, отсутствие подготовленных кадров, нехватка инвестици­онных средств для строительства распреде­лительных центров и внедрения автоматизи­рованных систем связи и управления.

Поскольку розничная торговля — основное звено всей системы торгового обслуживания, то она непосредственно затрагивает интересы населения. Общими направлениями совер­шенствования организации розничной тор­говой сети России, на наш взгляд, должны являться:

• развитие специализированных и узко­специализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;

• создание торговых сетей, крупных уни­версальных розничных предприятий, торго­вых центров и торговых комплексов;

• повышение уровня обслуживания инва­лидов и участников Великой Отечественной войны за счет дальнейшего развития сети со­циально значимых магазинов-дискаунтеров;

• организация торговых зон в централь­ных жилых массивах с высоким уровнем тор­гового обслуживания;

• формирование системы так называемых удобных магазинов, расположенных в непо­средственной близости от жилых массивов и торгующих широким ассортиментом продо­вольственных и непродовольственных товаров;

• формирование зон торгового обслужи­вания вдоль автомагистралей;

• осуществление комплекса мероприятий по сокращению сети рынков и преобразова­нию их в современные торговые центры.

Развитие перечисленных направлений предполагает наличие в системе розничной торговли разнообразных форм торгового обслуживания (магазины традиционных форм обслуживания, самообслуживания, са­лонной торговли, торговли по образцам, тор­говли методом открытой выкладки).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: