Приведенная классификация, по мнению автора, не претендует на исчерпывающую полноту и строгую систематичность. Вслед за Б.Г. Ананьевым он отмечает, что «противоречия современной методологии, методики и техники психологии достаточно глубоко отразились в предлагаемой классификации»[13]
Классификация методов психологических исследований на современном этапе. М.С. Роговин и Г.В. Залевский предложили новую классификацию методов[14]. Метод, по их мнению, – это выражение некоторых соотношений между субъектом и объектом познания. Основные психологические методы можно разделить на шесть видов:
1) герменевтический (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны);
2) биографический (выделение целостного объекта познания в науке о психике);
3) наблюдение (дифференциация объекта и субъекта познания);
4) самонаблюдение (превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации);
5) клинический (на первый план выходит задача перехода от внешненаблюдаемого к внутренним механизмам);
6) эксперимент (активное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания).
В.Н. Дружинин предлагает свести все разнообразие методов психологического исследования в три класса[15].
1) эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования;
2) теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования);
3) интерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (таблицами, графиками, схемами).
Результатом применения эмпирических методовявляются данные, фиксирующие состояние объекта. В результате применения теоретических методов формируются знания о предмете в языковой, знаково-символической или пространственно-схематической форме. В результате интерпретация и описания рождаются научные факты и эмпирические зависимости. Интерпретационные методыиграют важнейшую роль в целостном психологическом исследовании - именно от них зависит успех всей научной программы.
В.Н. Дружинин является автором еще одного подхода к классификации эмпирических методов психологического исследования[16]. Он располагает все психологические эмпирические методы в двумерном пространстве, оси которого обозначают два специфических признака психологического исследования: 1) наличие или отсутствие взаимодействия между испытуемым и исследователем или же интенсивность этого взаимодействия. Взаимодействие максимально в клиническом эксперименте и минимально при самонаблюдении (когда исследователь и испытуемый - одно лицо); 2) объективированность и субъективированность процедуры. Крайними вариантами являются тестирование (или измерение) и «чистое» понимание поведения другого человека путем «вчувствования», эмпатии, сопереживания, личностной интерпретации его действий.
Эти два специфических признака, разделяющие психологические методы на типы, можно охарактеризовать следующим образом: первый признак образует ось «два субъекта – один субъект» или «внешний диалог – внутренний диалог», а второй образует ось «внешние средства – внутренние средства» или «измерение – интерпретация». В секторах, образованных этими осями, можно расположить основные психологические эмпирические методы.
Взаимодействие (субъект – субъект) | |||
Измерение | Эксперимент | Беседа | Понимание |
Наблюдение | Анализ продуктов деятельности | ||
Один субъект |
Интересна еще одна классификация эмпирических методов - на основе исследовательской цели[17]. Здесь выделяют группы описательных, корреляционных и каузальных методов. К описательные методам относятся беседа, наблюдение, тестирование, биографический метод и др. – они описывают данные. Корреляционные методы - измерение и методы обработки данных - позволяют установить связь между явлениями. С помощью каузальных методов устанавливают причинно-следственную связь между явлениями – это уже эксперимент.
Вопросы к разделу 1:
1. Дайте определение понятий: методология, метод, методика.
2. Охарактеризуйте естественнонаучный подход в психологических исследованиях.
3. Охарактеризуйте гуманитарный подход в психологических исследованиях.
4. Назовите и охарактеризуйте основные виды психологических исследований.
5. Дайте определение понятий: теория, научная проблема, гипотеза.
6. Назовите основные типы экспериментальных гипотез.
7. Какие методы психологического исследования и приемы изучения выделял С.Л. Рубинштейн?
8. Охарактеризуйте классификацию методов психологического исследования, разработанную Б.Г. Ананьевым.
9. Приведите примеры классификаций методов психологического исследования на современном этапе развития психологии.
Рекомендуемая литература:
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
2. Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. Л., 1989.
3. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х т. М., 1992.
4. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 2005.
5. Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996.
6. Дильтей В. Понимающая психология // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1980.
7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000.
8. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М., 1982.
9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984
10. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. М., 1995.
11. Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПб., 2003.
12. Роговин М.С., Залевский Г.В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. Томск, 1988.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
14. Фейерабенд П.Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
15. Экспериментальная психология. Хрестоматия. / Под общ. ред. Е.С. Романовой. СПб., 2007.