«Самовыборка» респондентов: в зависимости от темы опроса в нем могут принять более активное участие либо молодежь, либо пенсионеры, либо домохозяйки, либо чаще участвуют лица, располагающие свободным временем и заинтересованные в теме опроса.
В результате существует возможность искажения результатов за счет того, что ответившие респонденты по своему социальному положению, отношению к определенному товару, рекламе, отличаются от тех, кто не ответил на анкету.
За счет «самовыборки» происходит смещение выборки.
Электронные методы опроса включают:
- опросы по электронной почте,
- опросы через Интернет,
- опросы в социальных сетях.
Электронные опросы – наиболее современные методы опроса, однако в этом случае мы сталкиваемся с проблемой основы выборки.
Если речь идет о потребительском рынке, то далеко не все потенциальные потребители товара и, следовательно, респонденты имеют электронный адрес и установленный Интернет, поэтому изначально основа выборки не отражает популяцию, и результаты исследования могут оказаться нерепрезентативными. Кроме того, программное обеспечение электронной почты создает ряд проблем технического характера, связанных с невозможностью блокирования взаимоисключающих ответов. В Интернете часто возникает проблема самовыборки, аналогичная с телевизионными и радиоопросами, которые традиционно считаются непредставительными.
Такой способ проведения опроса может быть эффективным по отношению к конкретной целевой группе пользователей Интернета, которая может и не быть репрезентативной относительно всей совокупности потребителей.
Для справки
Основа выборки – перечень элементов генеральной совокупности, удовлетворяющий требованиям полноты, точности, адекватности, удобства работы с ним, отсутствия дублирования единиц наблюдения.
Опросы в социальных сетях – это очевидная самовыборка, как собственно и иные опросы в Интернет.