Грамматика. Мы уже знаем, что в случае, когда подлежащее (выраженное существительным, местоимением или иной частью речи) стоит в начале фразы

Мы уже знаем, что в случае, когда подлежащее (выраженное существительным, местоимением или иной частью речи) стоит в начале фразы, глагол стоит в форме третьего лица единственного числе, не согласуясь с подлежащим ни в числе ни в лице. Такой аналитический способ построения фразы мы будем условно называть “спряжение глагола с подлежащим”. Для удобства можно представить это спряжение в виде таблицы:

число лицо настоящее прошедшее будущее
ед.   me a zo me a oa me a vo
ед.   te a zo te a oa te a vo
ед.   eñ, hi a zo eñ, hi a oa eñ, hi a vo
мн.   ni a zo ni a oa ni a vo
мн   c’hwi a zo c’hwi a oa c’hwi a vo
мн   int a zo int a oa int a vo

Однако существует иной, синтетический, способ построения фразы, когда в самой форме глагола содержится информация о лице и числе (как в русском, например: стою, стоишь, стоит, стоим и т. п.): При этом личное местоимение или существительное оказывается ненужным, и можно обойтись без подлежащего. Обычно этот вид спряжения употребляется тогда, когда фрваза начинается с косвенного члена предложения.

Синтетическое спряжение глагола bezañ в настоящем времени

число лицо  
ед.   on
ед.   out
ед.   eo
мн.   omp
мн   oc’h
мн   int
Безличная форма   eur

Вы уже узнали знакомую форму ео. Если вы запомнили как употребляется ео, то с употреблением остальных форм проблем не будет: у них точно такое же место в предложении. Что же касается emañ, его спряжение выглядит так:

число лицо  
ед.   emaon
ед.   emaout
ед.   emañ
мн.   emaomp
мн   emaoc’h
мн   emaint
Безличная форма   emeur

Отрицательная форма глагола образуется уже известным нам способом:

N’eo ket tomm an amzer

N’on ket fur

N’out ket hegarat

N’emañ ket aze

N’emaint ket ahont

N’emeur ket amañ

В бретонском языке также есть особая форма глагола, обозначающее действие, происходящее в данный момент, как -ing формы в английском или конструкция être en train de...: во французском. Эта форма образуется с помощью частицы о/oc’h (перед гласным) и неопределенной формой глагола:

Da gemper emaon o vont

Piv a zo o vont da Gemper?

- Oc’h ober petra?

- Oc’h ober dantelezh.


Diviz

Диалог

Lan Emañ Yannig hag e dad war ar blasenn o c’hortoz ar c’harr-boutin.

Anna Da Gemper emaint o vont. Ar c’hiz eo mont da Gemper da bourmen.

Lan Plijet eo Yannig o welout Mona war ar blasenn ivez. E karr an aotrou Kere emañ Mona

Yannig Mona, Mona, da belec’h emaout o vont?

Mona Da Gemper emaon o vont. Ha te?.. Demat, aotrou Sinou.

Anna Fañch Sinou eo anv tad Yannig.

Fañch Sinou Demat, Mona. Na bras oc’h deut! Un dimezell vihan. Ma, da Gemper emaomp o vont.

Lan Un den hegarat eo tad Mona

An Ao. Kere Da Gemper emaoc’h o vont? Ni ivez. Ha lec’h a zo er c’harr. Deuit ‘ta!

Anna Emaс Faсch Sinou en a-raok e-kichen an aotrou Kere, Ha Yannig en a-dreсv e-kichen Mona.

Yannig Skuizh on aet, Mona!

Mona Ha gant petra out aet skuizh?

Yannig Gant laout er skol.

Mona A, a, a!

Yannig Ya, re a labour a zo. D’ar mor emaon o vont, gant tad!

Mona D’ar mor! Met re yaouank out, paotr paour!

Yannig N’on ket! N’on ket mui ur bugel! Me ‘vo mous gant tad.

Mona A, a, a! Ha sot out aet?

Yannig Nann, n’on ket aet sot! Met te, marteze, a zo aet!

Lan Re a drouz a zo bremaс gant ar paotrn hag ar verc’h.

An Ao. Kere Mona! Yannig! Petra ‘zo? N’oc’h ket fur!

Mona Eo, tadig, fur omp: met Yannig amaс a zo o vont d’ar mor.

An Ao Kere A, ya? Hag ar skol?

Anna Ruz eo deut Yannig da vezaс.

Lan Dre chaсs emaint bremaс war ar blasenn vras e Kemper. Ne vo ket ezhomm respont.

Yannig Emeur erru dija! Deus, Mona, ni ‘zo ‘vont da welout kкr!


Домашнее задание

Переделайте фразу, поставив на первое место личное местоимение:

1. Bihan omp

2. Yaouank Yannig ha Mona

3. Bras out deut da vezañ

4. Skuizh oc’h

5. Skuizh on aet o labourat

6. Er gêr emaomp

7. O vont da Gemper emaomp.

Поставьте во множественное число

1. O c’hortoz er gêr emaomp

2. N’on ket skuizh

3. Erru out e Kemper

4. Bras eo bremañ

5. N’on ket fur

Поставьте в единственное число

1. O vont d’ar gêr emaoc’h?

2. N’int ket eruu c’hoazh

3. N’emaomp ket e porzh ar skol

4. N’oc’h ket kozh

5. Er gêr emaint


An d e kvet k e ntel

Упражнение №1

Прочтите вслух вопросы и ответьте на них

1. Pelec’h emaomp bremaс?

2. Pe liv eo al logodenn?

3. Oc’h ober petra a oa al logodenn er Chapel nevez?

4. Pelec’h e oa ar pesketour dec’h?

5. Ne oa ket Yannig er skol dec’h?

6. Piv a vo er mor Iwerzhon warc’hoazh?

7. Pelec’h emaomp bremaс?

8. N’emaс ket tad Yannig er gкr?

9. Peseurt amzer a zo hiziv?

10. Piv a oa e porzh ar skol?

11. Pe liv e vo an ti warc’hoazn?

12. Peseurt vi a zo gant ar yarig?

Упражнение №2

Вспомним о мутациях. Переведите:

1. Янник - красивый мальчик.

2. Мона - красивая девочка.

3. Они едут В Кемпер.

4. Вы находитесь в маленькой школе.

5. Его мать дома.

6. Сегодня будет короткий урок

7. Завтра будет хорошая погода

8. Они находятся на большой площади Кемпера.

9. Откройте большое окно.

10. Где твой отец?

Итак, мутации, о которых мы уже знаем, возникают:

1. У существительных после артикля (ед. число женского рода, мн. число в мужском роде). Прилагательное согласуется в роде с существительным с помощью мутации, если оно следует непосредственно за существительным. Исключение - мутация G/C’H не происходит у прилагательных в мужском роде, в отличие от существительных.

2. Мутация происходит после местоимений e, da и предлога da:

Da dad (tad)

E dad (tad)

Mont da Gemper (Kemper)

Mont da welout Mona (gwelout).


Тескт (см. Хрестоматию)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: