Методика проведения комбинированного урока по биологии

Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура комбинированного урока:

- ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;

- проверка домашнего задания;

- проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;

- изложение нового материала;

- первичное закрепление изученного;

- подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Наряду с традиционной, в практике обучения широко используются и другие виды комбинированных уроков. Например, комбинированный урок, целью которого является проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом, может иметь такую структуру:

- проверка выполнения домашнего задания;

- проверка ранее усвоенных знаний;

- сообщение темы, цели и задач урока;

- изложение нового материала;

- восприятие и осознание учащимися нового материала;

- осмысление, обобщение и систематизация знаний;

- постановка домашнего задания.

Комбинированный урок является вторым или третьим по счету в изучении темы и составляет в себе опрос домашнего материала и изучение нового материала. Опрос или закрепление ранее изучаемого материала может строится на проверке терминов, проведении тестов, устного и письменного опросов, тесты по карточкам и у доски. Сочетает в себе как фронтальную, групповую, так и индивидуальную форму работы. Опрос занимает не более половины урока. Далее следует изучение новой темы.

Комбинированный урок включает в себя закрепление пройденного материала — опрос (фронтальный, групповой, индивидуальный) с работой у доски; по карточкам, по учебной картине. Опрашиваемый материал должен включать не только материал учебника, но и дополнительный (объяснение учителя на предыдущем уроке, материал из хрестоматии или книг для чтения). После опроса делается вывод и называется тема нового параграфа. Она записывается в тетрадь, термины в словарь, изучение материала ведется словесными, словесно-печатными наглядными методами, с привлечением необходимых средств обучения (учебник, тетради, видеоматериал, учебные картины и т.д.), закрепление, задание на дом.

Урок – это основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом – постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учеников – по определенной программе биологии, твердому расписанию и в школьном помещении. Следует заметить, что проведение уроков возможно вне классного помещения. В педагогике общие требования к уроку подразделяют на 3 группы: дидактические, воспитательные и организационные.

К числу дидактических и методических требований относятся: 1) четкое определение образовательных задач каждого конкретного урока и его места в общей системе уроков; 2) определение оптимального содержания урока согласно требованиям учебной программы, целям урока и с учетом подготовки учеников; 3) выбор рациональных методов, приемов и средств стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока; 4) выбор методов, которые обеспечивают познавательную активность; 5) сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учеников. (Как вариант действий это означает, например, составить опорный конспект, графически изобразить на доске сложные понятия. При подаче материала сбалансированно воздействовать на зрение и слух, предусмотреть комментирование «трудных» понятий).

Воспитательные требования к уроку: 1) четкая постановка воспитательных задач урока, которые обеспечивают формирование научной картины мира, трудолюбия, экологической культуры и т.д.; 2) формирование и развитие у учеников познавательных интересов, умений и навыков самостоятельного владения знаниями, творческой инициативы и активности; 3) соблюдение учителем педагогического такта. Организационные требования к уроку: 1) наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования; 2) четкая организация урока на всех этапах его проведения; 3) подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе ТСО. Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока. Таким образом, урок, как дидактическая система характеризуется целостностью и системностью, т.е. четко должна прослеживаться взаимосвязь целей, содержания, форм организации взаимодействия учащихся между собой и с учителем, средств, методов обучения и полученного на уроке результата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: