Элективные курсы в биологии. Организация самостоятельной работы учащихся

Профильное обучение на старшей ступени общего образования позволяет реализовать двухуровневые образовательные стандарты – стандарты для профильных учебных предметов и общеобразовательные стандарты для изучения учебных предметов на базовом уровне. Повышенный уровень образования обеспечивается не только за счет изучения учебных предметов на профильном уровне, но и за счет изучения предметно-ориентированных и межпредметных элективных курсов.

Предполагается, что на старшей ступени общего образования будут преподаваться три группы учебных курсов: базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные и элективные. Базовые общеобразовательные курсы направлены на завершение общеобразовательной подготовки школьников. Профильные общеобразовательные курсы — это курсы повышенного уровня, определяющие направленность конкретного профиля обучения. Элективные (от латинского electus — избранный) курсы — это обязательные для изучения курсы по выбору учащихся. Базовые и профильные курсы составляют инвариантную часть, а элективные курсы — вариативную часть содержания среднего (полного) общего образования.

Элективные курсы выполняют три основные функции:

1) Являются «надстройкой» профильного курса, и такой дополненный профильный курс биологии становится в полной мере углубленным. Эту функцию могут выполнять такие элективные курсы, как «Клетки и ткани», «Эволюция органического мира».

2) Развивают содержание базового курса биологии, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов (химии, физики) на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи выпускного экзамена по биологии. Для реализации этой задачи подходят такие элективные курсы, как «Биологическая химия», «Биофизика: история, открытия, современность».

3) Способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека. В этом случае можно использовать такие элективные курсы, как «Бионика: перекрестки науки и техники», «История биологических открытий».

Чтобы успешно выполнять названные выше функции, элективные курсы не должны дублировать содержание базового и профильного курсов биологии. Поэтому, отбирая материал для элективных курсов, составители учебных программ и авторы пособий должны стремиться ответить на вопросы: «Почему ученик выберет именно этот курс, а не другой?», «Чем этот элективный курс будет полезен, интересен ученику?». Отобранное содержание должно соответствовать познавательным возможностям старшеклассников, предоставлять им возможность учения на уровне повышенных требований и развивать учебную мотивацию.

Известно, что формой фиксации содержания образования на уровне учебного предмета являются учебные программы. Поэтому учебные программы элективных курсов целесообразно рассматривать как средство фиксации содержания биологического образования на уровне учебного предмета и как руководящий документ для учебного процесса. Это две функции учебных программ.

Первая функция - общим требованием ко всем учебным программам элективных курсов является их внутреннее единство, общие теоретические основы их разработки и целостное отражение содержания биологического образования.

Вторая функция заключается в том, что они являются нормативным документом, направляющим деятельность учителя и учащихся, детерминирующим деятельность создателей учебных и методических пособий. Поэтому нельзя забывать о том, что учебные программы служат и средством контроля за работой учителя.

Приступая к разработке элективных курсов, необходимо учитывать, что речь идет не только о программах и учебных пособиях, но и обо всей методической системе обучения этим курсам в целом. Meтодика обучения элективным курсам по биологии еще только начинает формироваться. С самого начала ее целесообразно строить на основе нового понимания целей и ценностей образования, с ориентацией на инновационные методические идеи и концепции. Важными составляющими занятий по элективным курсам могут стать практические работы и исследовательские проекты.

Методика обучения элективным курсам должна развивать у учащихся навыки организации умственного труда и самообразования. В процессе освоения элективных курсов желательно предоставить учащимся возможность использовать разные учебники, учебные пособия, практикумы, энциклопедии и т.д. Считаем уместным организовывать обсуждение достоинств и отдельных недостатков учебников и пособий, обучать их умению анализировать книги.

Для промежуточной аттестации учащихся можно рекомендовать написание рефератов. При выполнении реферативных работ учащиеся могут обращаться к различным источникам: журналам «Биология для школьников», «Биология в школе», «Наука и жизнь» и к другим научно-популярным изданиям. Большим подспорьем здесь может быть использование Интернет-технологий, учебных CD-дисков. Хороший реферат может стать дополнением к соответствующей главе учебного пособия по элективному курсу, тогда учащиеся станут участниками такого рода деятельности, как, например, «Допишем учебник!». Однако на это их надо настраивать заблаговременно.

Обратим внимание на возможности использования электронных рефератов. К сожалению, случается, что учитель предлагает ученику написать реферат, а ученик «скачивает» его из Интернета. Во избежание таких случаев целесообразно ставить перед учащимися задачу найти в глобальной сети несколько рефератов по теме, изучить их, сделать аннотированный список этих материалов, отобрать из них наиболее содержательные и интересные фрагменты.

Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Самостоятельная работа это такое средство обучения, которое: вырабатывает у обучающегося установку на самостоятельное систематическое получение знаний, умение ориентироваться в потоке информации; является методом управления познавательной деятельностью учащихся.

С учетом учебных возможностей обучающихся выделяется четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся:

- репродуктивная деятельность - воспроизведение информации об объекте и его свойствах, не выходящая за пределы памяти;

- продуктивная деятельность - есть выход за пределы образца, требует самостоятельных выводов;

- собственно самостоятельная деятельность - новая ситуация, выработка гипотетических аналогов мышления.

Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения. Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности с целью развития инициативы и творчества обучающегося. В практике педагоги используют следующие виды самостоятельной работы: работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками; упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения; решение задач и практические, лабораторные работы: доклады и рефераты, эксперименты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: