Семинары находят применение в практике обучения биологии в старших классах. Подготовка к семинару сводится к следующему плану:
1.Выбор темы, определение задач.
2.Подбор дополнительной литературы.
3.Подготовка вопросов для обсуждения.
4.Распределение заданий и тем для сообщений.
5.Организация предварительной работы, консультации.
6.Определение критериев оценки выступлений.
7.Выбор методов и приемов проведения.
8.Подбор средств наглядности.
9.Составление плана проведения семинара.
Структура семинарского занятия может быть различной, она зависит от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач, степени подготовленности учащихся к самостоятельной работе.
В практике обучения общей биологии семинары традиционно организуются с целью повторения и обобщения знаний учащихся по теме или разделу и сводятся к следующей структуре:
1.Вводное слово учителя: формулировка задач, постановка проблемы, знакомство с планом проведения семинара.
2.Выступления учащихся (сообщения по заданным вопросам).
|
|
3.Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы.
4.Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка их выступлений).
Следует выделять два основных подхода к организации и проведению семинарских занятий.
Первый близок к лекционно-семинарской системе обучения в высшей школе. Он заключается в том, что сначала содержание учебного материала излагается учителем в лекционной форме, затем прорабатывается самостоятельно школьниками и обсуждается на семинарском занятии. Такой подход оптимателен в том случае, если изучается сложный, насыщенный новыми терминами материал. Семинарские занятия при этом проводятся с целью углубления, повторения и обобщения знаний по конкретному вопросу или целой теме.
Второй подход предлагает организацию семинара как самостоятельной формы обучения, то есть в процессе подготовки к нему школьники самостоятельно изучают материал, с которым они не были раньше знакомы. Такой подход целесообразен при изучении материала, доступного для самостоятельного осмысления учащимися. Ведущей дидактической задачей такого семинара будет изучение нового материала и включение его в систему уже имеющихся знаний. Если семинар организуется с целью обобщения, важно систематизировать знания школьников вокруг ведущих идей, опустив второстепенный материал в развитии понятий. Повторение на таком уроке должно сопровождаться образованием многосторонних связей между изученными объектами, явлениями, процессами на основе проблемных вопросов и решения познавательных задач.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся, возбуждения интереса к уже известному материалу большое значение имеет элемент нового: тщательно продуманный подбор новых по формулировке и обобщающих по смыслу вопросов, приведение новых фактов, использование новых наглядных средств обучения и т.д.
|
|
Темы обобщающих уроков-семинаров в разделе общей биологии могут быть следующими: "Клетка - структурная и функциональная единица жизни", "Клеточный метаболизм", "Генетические основы эволюционной теории", "Практическое и мировоззренческое значение эволюционного учения", "Селекция продуктивных сортов и пород", "Эволюция человека: проблемы и перспективы", "Экология сегодня" и др.
Эффективность групповой работы во многом зависит от степени подготовленности учащихся, сформированности у них умений самообразования (выделять существенное при работе с текстом, конспектировать, делать выводы и др.). Поэтому важно в процессе подготовки к семинару проводить подробный инструктаж, давать дополнительные консультации группам и отдельным учащимся. Важно правильно комплектовать группы, учитывать уровень знаний и умений, познавательный интерес к теме семинара, количественный состав групп (оптимальное число учащихся в группе - 7-9 человек).