Понятие сущность и функции Конституции РФ

Конституция – акт учредительной (верховной) власти, закрепляющий основы конституционного строя, положение человека и гражданина в обществе, форму правления государственно–территориального устройства, систему органов государственной власти и местного самоуправления. По своей сущности конституция есть выражение общей воли народа в акте верховной (учредительной) власти, где согласованы социально–политические, экономические и иные жизненно важные интересы различных групп населения. Конституция в этом смысле есть запись соотношения политических сил на момент ее принятия, Основной закон государства, выражающий согласованную волю и интересы народа и закрепляющий основополагающие устои общественного строя и государственной организации.

Принято выделять юридическую, учредительную, политическую и мировоззренческую (идеологическую) функции Основного закона. Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно–юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования. Эта функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе.

Как правовой акт особого свойства, конституция выполняет следующие юридические функции:

- правонаделительную, связанную с закреплением конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права;

- охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина;

- целеполагающую, или ценностно–ориентационную, которая заключается в закреплении стратегических целей и задач развития общества и государства.

Конституция "в этом' смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Учредительная функция выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно–правовой формы (ст. 1 – 16 Конституции РФ); Учредительная роль конституции проявляется в том, что она, во–первых, закрепляет уже сложившуюся систему общественных Отношений на момент ее принятия и, во–вторых, юридически узаконивает прогрессивные тенденции политико–правового развития, создавая условия для новых отношений, которые в «зародыше» проявляются, но не могут получить общественного признания без высшей законодательной поддержки.

Политическая, или социально–политическая, функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода Договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая конституцией система власти функционирует в режиме демократического политического режима. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), взаимодействии политических институтов общества в функционировании всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.

Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что конституция является элементом философии организации государственной власти, выражает особое мировоззрение: она провозглашает и защищает важнейшие ценности – права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности. Конституция в этом смысле представляет собой определенную идеологию – систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна. В то же время ее чрезмерная идеологизация обесточивает ее юридическую силу.

Кроме этого, конституция осуществляет интеграционную функцию. Все современные конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество, обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду: Конституцию характеризуют социальные и юридические свойства.

Социальные свойства выражают социальную природу и социальное значение конституции в правовой системе, и к ним относятся:

- реальность конституции – ее реализуемость и способность влиять на достижение тех целей, ради которых конституция была принята;

- программность (перспективность конституции) – наличие норм, которые определяют перспективы и цели развития общества и государства (к числу таких норм относятся положения Конституции РФ, закрепляющие правовой (ст. 1), социальный (ст. 14) характер Российского государства;

- легитимность конституции – ее официальное удостоверение (признание) в обществе. Легитимность конституции определяется многими слагаемыми: легальностью принятия конституции; способами ее разработки;

- политической обстановкой в стране, возможностью различных политических сил влиять на ход и характер разработки, принятия и изменения конституции; уровнем политической и правовой культуры населения и др. Считается, что участие 54,8% зарегистрированных избирателей (58 млн. 187 тыс. 755 чел.) в референдуме 12 декабря 1993 г., из числа которых 58,4% (или 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей) высказались за Конституцию РФ, дает основание признать ее легитимной.

Правовые свойства конституции – это совокупность юридических характеристик, отображающих особенности принятия основного закона, его строение, механизм реализации и правовой охраны, а также определяющих его место в правовой системе страны.

К юридическим свойствам относятся:

- верховенство конституции;

- ее прямое действие;

- признание конституции базой текущего законодательства;

- особая правовая охрана конституции;

- особый порядок ее изменения и пересмотра;

- стабильность конституции.

Верховенство Конституции указывает на господствующее положение ее норм во всей национальной системе права, характеризует ее высшую юридическую силу, прямое действие и применимость без каких–либо действий на всей территории страны. Верховенство федеральной Конституции означает также, что принимаемые в России законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. В случае такого противоречия они считаются неконституционными, т.е. недействительными. Верховенство федеральной Конституции обеспечивается единством государственной власти и государственной целостностью РФ;

Стабильность конституции – неизменность основных положений конституции при стабильных социально–политических условиях общества. Это – одно из главных условий устойчивости всей системы и организации государственной власти, ее предсказуемости. Стабильность конституции определяется социально–политическими и экономическими факторами (устойчивостью регулируемых конституцией отношений, стабильностью политической и социальной ситуации и др.), а также обеспечивается действием специальных юридических механизмов, в частности порядком изменения и пересмотра конституции.

В зависимости оттого, каков этот порядок, все конституции подразделяются на две группы:

- гибкие, которые изменяются аналогично обычным законам;

- жесткие, порядок изменения которых существенно усложнен. К числу последних относится и российская Конституция. Со времени ее принятия ни одно из конституционных положений не изменено или дополнено;

Конституция как база развития текущего законодательства – такая юридическая характеристика конституции, которая выражает ее способность оказывать (присущими ей способами) воздействие на формирование системы законодательства, развитие - национальной правовой системы. Значение конституции для развития национального законодательства проявляется в следующем: она определяет главные цели правового регулирования, указывает на те отношения, которые требуют законодательной регламентации (более 100 статей Конституции РФ обязывают Федеральное собрание принимать соответствующие законы). Влияние конституции на развитие законодательства проявляется и в том, что она устанавливает правотворческую компетенцию федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации; определяет официально признанную классификацию нормативных актов и их иерархию и др.

Прямое действие конституции – свойство ее норм непосредственно (без каких–либо конкретизирующих их актов) регулировать конституционные отношения; возможность граждан требовать защиты (обеспечения) своих прав, ссылаясь только на конституционные положения. Прямое действие Конституции РФ предусмотрено в ч. 1 ст. 15, а также в ст. 18 Конституции и означает, что оно охватывает всю территорию страны и не требует имплементации (включения норм) в законодательстве субъектов Федерации. Ее положения обязательны для всех без исключения органов, должностных лиц и граждан (к примеру, суд вправе принять решение на основе норм конституции, если это необходимо для обеспечения прав и свобод граждан).

Верховный суд РФ постановлением от 31 октября 1995 г. разъяснил судам, что при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

Суд, согласно такому разъяснению, применяет непосредственно Конституцию, когда:

а) закрепленные нормой Конституции положения не требуют дополнительной регламентации и не указывают на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с ее положениями;

г) закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Федерации по предметам совместного ведения России и ее субъектов, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: