Студент должен:
иметь представление:
– о гносеологии как науке о познании;
– об основных подходах к познаваемости мира;
– о герменевтике как науки о понимании;
– об эвристике как науке о творчестве;
– об истинности и ложности познания;
– о сенсуализме и рационализме;
знать:
– определение познания мира и самопознания человека;
– субъекты и объекты познания;
– критерии истинности результатов познания;
уметь:
– показать механизм чувственного познания;
– проанализировать ход рационального познания;
– охарактеризовать и связать творчество и интуицию как нерациональные операции в структуре познания.
Определение познания мира и самопознания человека. Знания как результат познавательной деятельности. Гносеология как наука о познании. Основные подходы к познаваемости мира: скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм. Субъект и объект познания. Истинность и ложность познания. Человеческая практика как критерий истинности результатов познания. Познавательные возможности человека.
|
|
Единство и самостоятельность чувственной и рациональной ступеней познания. Сенсуализм и рационализм. Механизм чувственного познания: ощущение как субъективный образ предмета, чувственное восприятие, представление.
Рациональное познание. Форма мышления и понятие. Житейские и научные понятия. Суждения и умозаключения как операции мыслительной деятельности. Абстрагирование. Роль памяти в переработке информации. Виды памяти: оперативная, краткосрочная, долгосрочная. Объяснение и понимание как элементы рационального познания. Виды объяснения: структурное, функциональное, причинное. Виды понимания: интерпретация, реинтерпретация, конвергенция, дивергенция, конверсия. Герменевтика как наука о пони-мании.
Творчество и интуиция как нерациональные операции в структуре познания. Структура и стимулирование творческого процесса. Эвристика как наука о творчестве. Механизм интуиции. Связь между интуицией и творчеством. Виды интуиции: юридическая, техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная.