Конспект

Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания литературных источников.

Основные функции конспекта:

· подразумевает объединение плана, выписок и тезисов;

· показывает внутреннюю логику изложения;

· содержит основные выводы и положения, факты, доказательства, приемы;

· отражает отношение составителя к материалу;

· может использоватьсяне только составителем, но и другим читателем.

В конспекте важно отразить: О ЧЕМ говорится?
ЧТО утверждается?
как доказывается?

Различают следующие виды конспектов:

а) плановый (соответствующий предварительному плану);

б) текстуальный (составляющийся чаще всего из цитат, которые связаны логическими переходами);

в) свободный (сочетающий выписки, цитаты, иногда тезисы);

г) тематический (охватывающий только определенную конкретную схему);

д) хронологический (отражающий временную последовательность события);

е) обзорный (приближающийся к реферату, т. к. раскрывает конкретную тему с использованием нескольких источников).

Создавая первые конспекты, используйте опоры:

· ключевые слова;

· суть, условия, мысль;

· раскрытие основной мысли;

· заключение, вопросы, личное отношение.

Методика составления конспекта

1. Внимательно изучите оглавление книги.

2. Подберите главы и параграфы книги или тексты других источников, наметьте письменный или устный план их изучения.

3. Составляя конспект, используйте предварительные записи и заметки, сделанные вами при чтении.

4. Объедините все записи в сводный конспект.

Последовательность изложения в конспекте должна соответствовать последовательности освещения материала в книге, это дает возможность легче воспроизвести законспектированное в дальнейшем!

Требования, необходимые для выработки навыков конспектирования [6]:

· отбирайте для конспекта только главное;

· старайтесь точно выражать мысли автора (желательно своими словами, а не словами и предложениями текста);

· свои мысли в конспект не вносите, все пометки делайте на полях;

· пишите кратко, пользуясь графиками, схемами, диаграммами, сокращениями;

· конспект оформляйте четко, пишите только ручкой. Обязательно оставляйте поля, т. к. они вам будут необходимы при работе с конспектом;

· тему пишите крупнее, за ней приведите описание источника, укажите фамилию и инициалы автора, место, время издания, издательство, страницы;

· старайтесь на одной странице конспекта поместить больше материала. Это поможет вам сконцентрировать внимание.

Аннотация

Аннотация – краткая информация о каком-либо издании, характеристика первоисточника, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, проблематики, объекта исследования, его целях и результатах. Вопрос, на который должна ответить аннотация: «О чем говорится в источнике?»

Структура аннотации:

– библиографическое описание (Ф.И.О. автора (авторов), название источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц);

– текст аннотации (сведения о типе и назначении текста; о задачах, поставленных автором; методах; описание структуры аннотируемого труда, предмета и темы, основных положений текста).

Виды аннотаций:

а) по содержанию и целевому назначению:

– справочные (дают характеристику текста без критической оценки);

– рекомендательные (дают характеристику и оценку текста относительно его возможности изучения определенным контингентом учащихся).

б) по полноте охвата содержания:

– общие (дают характеристику текста в целом с расчета на широкую аудиторию);

– специализированные (дают характеристику текста в определенных аспектах с расчетом на узкий круг специалистов);

– групповые (дают характеристику нескольких, близких по тематике источников).

Рассмотрим, например, аннотацию на учебник «Технологии социальной работы», выпущенный в 2003 году издательством «Инфра-М».

Технологии социальной работы: учебник / под общ. ред. Е. И. Холоповой. – М.: Инфра-М, 2003. – 400 с.

Данный учебник составлен в соответствии с программой курса «Технологии социальной работы». Авторский коллектив поставил перед собой цель – представить общие принципы, используемые в технологизации социальной работы. В соответствующих разделах, главах и параграфах изложена теория и методология социальной работы, рассмотрены принципы технологического подхода к профессиональной деятельности и приведены конкретные методики работы с различными группами населения. Изучение представленного материала позволит правильно и эффективно осуществлять социальный менеджмент и социальные услуги. Для самостоятельной работы студентов и проведения практических занятий каждая глава сопровождается вопросами для самопроверки и списком рекомендуемой литературы для углубленного изучения материала.

По содержанию и целевому назначению эта аннотация является рекомендательной, т. к. предназначена для студентов, по полноте охвата содержания – специализированной. Библиографическое описание составлено по ГОСТ 7.1–2003. В тексте аннотации приведены сведения о типе и назначении текста – учебник для студентов высших учебных заведений. Сформулирована цель авторов учебников. Описана структура – разделы, главы, параграфы, вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература. Изложен предмет и основные положения текста учебника – теория и методология социальной работы. Текст аннотации составляет 783 знака.

Основные требования к аннотации:

1) композиция должна иметь внутреннюю логику и может отличаться от композиции исходного текста;

2) отбор сведений, формулирование и их расположение зависят от характера аннотации;

3) язык отличается лаконичностью, простотой, ясностью;

4) аннотация на диссертации, статьи оформляется на библиографической карточке, без абзацев;

5) средний объем – 500 печатных знаков, реже – 800–1000 [8].

Основные ошибки в составлении аннотации – избыточность информации, длинноты в формулировке мыслей, употребление переводов. Избегайте лишнего: вводных слов и предложений, сложных переводов!


 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: