Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению информации, которая проверяет гипотезы. Вначале идет фильтрующий вопрос (отсеивание некомпетентных респондентов). Роль фильтра может играть паспортичка. Сначала спрашивают знает ли он о мероприятии, затем – его мнение. Третий вопрос – дихотомический – призван уточнить общую направленность мнения. в 4 вопр.уточняет основание такой оценки, причины такого мнения. 5 вопр.определяет интенсивность мнения
Блок вопрмб построен по принципу воронки, когда последовательность вопросов ведет к получению глубокой инф.
Батарея – блок вопр, когда вопр касаются разных аспектов изучаемого явления, равнозначных друг другу
К проектированию применяют: туннельный подход – постепенный переход от широкихвопр к частным и с екционный – последовательно рассматриваются вопр по отдельным темам.
Число вопр не > 30-40.
1. Традиционная концепция вопроса – познавательная задача вопроса, его формулировка и восприятие смысла отвечающим, его желание и способность дать достоверный ответ – совпадают.
|
|
Отвечающий – эксперт. Такие ситуации встречаются довольно редко: когда вопросы касаются простейших фактов действительности, нейтральных в социальном и психологическом отношениях. Пример: место жительство, год рождения, число детей.
2. Индикаторная концепция вопроса – познавательная задача вопроса, его формулировка и восприятие смысла отвечающим, его желание и способность дать достоверный ответ – не совпадают. Познавательная задача вопрос заключена в переменных и показателях, а они далеко не всегда доступны прямому наблюдению, измерению и осознанию отвечающим. Такие ситуации встречаются чаще всего в социологии.
1.Вопросы по содержанию.
Такие вопросы целесообразно расчленить на ряд значимых для данного социологического исследования критериев:
• Все содержательные вопросы данной социологической анкеты должны в обязательном порядке многозначно отражать суждения и мнения респондентов о специфике проблемы исследования, об уровне ее влияния на жизнедеятельность общества в целом, социальную группу, эмпирического объекта.
• Содержательные вопросы должны отражать взгляды и суждения респондентской аудитории о причинах возникновения и распространения исследуемого социального явления и тех социальных предпосылках, которые выступают в качестве социальной среды.
Социальные предпосылки представляют собой те основания в предшествующих состояниях социальных явлений, проблем, процессов, которые оказывают непосредственное воздействие на характер развития и специфику тех социальных изменений, которые проявляются в современном состоянии исследуемого явления. Особое значение имеют вопросы о социальных последствиях проявления социальной проблемы.
|
|
• В обязательном порядке в содержательных вопросах должны существовать вопросы, которые побуждают респондента высказывать свое мнение и суждения о тех способах и методах, которые могут значительно снизить негативные воздействия и противоречия исследуемой социальной проблемы.
Не менее значимой характерной особенностью содержательных вопросов социологической анкеты является их содержательная конфигурация, которая отражает тот факт, что одни и те же вопросы в содержательном блоке анкеты располагаются в разной последовательности, и тем самым позволяют социологу получить разный уровень социальной информации. Поэтому, в содержательном блоке вначале стоят вопросы, которые характеризуются своей простотой и доступностью для понимания их различными категориями респондентов, и по мере увеличения объёма содержательного блока происходит усложнение вопросов, которое достигает своего максимума в центре этого блока, и только после этого происходит постепенный процесс снижения сложности вопросов, которые в конце блока характеризуются своей упрощённостью.