Градуирование – установление отношений между единицами исследования посредством приписывания им определенных значений измеряемого свойства.
Принципы, на которых основывается градуирование:
- обеспечение способности отвечающего достоверно понять формулировку ответов
- перевод состояния индикаторов в показатели (количество градаций индикаторов не может быть меньше количества градаций показателя)
Существует два основных критерия градации социальных показателей и индикаторов:
По единицам измерения.
-количественный способ, который представляет собой метрический способ, применяющийся в шкале пропорциональных оценок, которая позволяет измерить свойства единиц исследования по степени их присутствия в количественном выражении, позволяет устанавливать отношения «больше – меньше» и фиксировать величину интервала с экспериментально установленного нулевого значения (например: добродушный – жестокий; очень добродушный – добродушный – жестокий – очень жестокий). Этот способ обладает жёсткой направленностью, которая применяется для градуирования эмпирических индикаторов, которые позволяют измерить и оценить явные переменные:
|
|
o Физиологические свойства эмпирического объекта
o Социально- экономические свойства (зарплата, доход, стипендия и т.д.)
o Условия жизнедеятельности (наличие квартиры, машины, работы и т.д.)
o Социальные свойства (научная работа, партийная деятельность, политическая и другая активность, семейное положение и т.д.).
- качественный способ градации, неметрический способ градуирования, который используется для градуирования эмпирических индикаторов латентных переменных во всех шкалах (кроме шкалы пропорциональных оценок), которые позволяют измерить и оценить латентные переменные
- Социально- психологические свойства
- Состояние сознания
- Характер восприятия единицами исследования социальных явлений
По форме приписываемого значения (описание в сл. вопросах).