Практически все стороны жизни этноса могут быть интерпретированы как процессы этносоциализации. Этносоциализация осуществляется через:
• трудовую практику;
• отправление религиозных культов;
• совместные племенные праздники;
• участие в военных походах;
• обряды врачевания, в которых часто принимало участие все племя;
• проведение советов племени;
• принадлежность к «тайным обществам»;
• коллективные игры, соревнования между фратриями и т.д
Изгнание «нового»
Лишение статуса практиковалось в том случае, если этнос сталкивался с чем-то, что он не мог интегрировать.
Показательно, что часто в архаических этносах практиковали убийство близнецов (которые считались аномалией, так как удваивали «маску», несли в себе принцип зеркала и рефлексии), а также детей, появляющихся на свет вперед ногами или высовывающих вначале руку, а также имеющих явные анатомические аномалии. Такие дети считались «подмененными», то есть «духами», и могли навлечь беду на все племя.
|
|
Экономика дара: этнодинамика и обмен
Хозяйственный баланс архаической экономики
Смысл экономики дара состоит в том, что в процессе экономического обмена в архаических этносах преобладает принцип равновесия: в результате экономических операций каждый должен получить ровно столько, сколько отдал. Таким образом, по Моссу, получается, что архаическая экономика представляет собой систему обмена материальными и нематериальными предметами, которая нормативно ориентирована не на прибыль, но на сохранение эквивалентного баланса. «Новое» в любых формах – и в форме «убыли», и в форме «прибыли» – является «злом», «погрешностью», требующей коррекции.
Потлач – ритуал, в ходе которого обладатель какой-то вещи, которая обладает статусом ценности, намеренно уничтожает ее, чтобы показать другим членам этноса свою мощь и объем своей свободы. В корне ритуала потлача лежит не столько демонстрация статуса обладателя, сколько идея негативного отношения к излишкам в этносе в целом. Потлач представляет собой радикальную форму уничтожения излишков, которая лежит в основе ритуала «жертвоприношения».
Тотальные поставки
«Совокупные тотальные поставки», по Моссу, являются процессом непрерывного обмена, благодаря которому и конституируется этнос. Важно заметить, что дар и отдаривание, получение подарков («тотальных поставок») и ответные дары являются не добровольным, но обязательным делом. Получив нечто в дар, член племени обязан совершить ответное симметричное действие.