Тест «дом. Дерево. Человек»

Прежде чем начать пользоваться каталогом, целесообраз­но прочитать весь его материал. Это сэкономит время и поможет выработать нужную ориентировку в поисках пози­ций Каталог состоит из двух разделов' общего для всех трех рисунков и раздела, предназначенного для интерпретации отдельных рисунков. Например, если линия основы сходна во всех трех рисунках, интерпретацию ее скорее всего нужно искать в общем разделе Но иногда ту же позицию можно найти в двух разделах Тогда для более совершенной ее интерпретации нужно учесть оба варианта

Часть материала из-за невозможности предъявить его в фор­ме каталога сюда не включена Также не входит сюда ряд основных концепций, с которыми читатель должен быть зна­ком по руководству, что, повторяем, является необходимым

ОБЩИЙ РАЗДЕЛ

Облака — общая тревога, связанная с нарисованной ситуа­цией


Цвет — пока используется реалистично и конвенцио нально, он не имеет патоморфного или патологического значе ния С уменьшением этой особенности цвет приобретает все большее значение Специфические интерпретации света дол жны проводиться с большой осторожностью

Цвет черный — депрессивный фон настроения Застен чивость, пугливость Сильные оппозиционные тенденции с потенциальной агрессивностью Агрессивность может быть направлена и не направлена вовне

Цвет синий — определенный депрессивный фон настроения Улавливается потребность к самоконтролю и его тренировке

Цвет черно синий, комбинированный — шизо-аффектив ный тип реакции

Цвет коричневый — если штрихование коричневым цве том не применяется конвенционально (например ствол дерева стены дома, волосы человека), то оно указывает на осторож ность и несозревшую (недостаточно развитую) реакцию на эмоциональные стимулы

Выбор цвета — чем дольше, неувереннее и тяжеле1 клиент подбирает цвета, тем более вероятно наличие личное тных нарушении

Смешивание, сливание цветов Оттенки — более совер шенное использование цвета

Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасное ти, оградить себя от опасности Это положение является мало важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома

Цвет оранжевый — патоморфная комбинация чувстви тельности и враждебности (если цвет употреблен неконвеци онально)

Цвет пурпурный — сильная потребность власти, никогда не применяется конвенционально ни к дереву, ни к дому

Цвет красный — наибольшая чувствительность, потреб ность теплоты из окружения Некоторые этот цвет называют эротическим

Цвет, штрихование (тени) — интенсивное на переднем плане и на фоне — тревога, но в рамках реальности

Цвет, штрихование 3/ / листа — нехватка контроля за выражением эмоции


Штри ковка, выходящая за пределы контура, — тенден ция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию

Цвет желтый — сильные признаки враждебности Конвенциональное использование этого цвета в основном ограничивается изображениями внутри дома В этом случае, обозначая ночь или ее приближение, желтый цвет выражает переживание враждебности среды и необходимость скрывать свои действия от окружающих

Желтый цвет во всем рисунке — очень сильное чувство враждебности по всем социальным связям и отношениям

ДЕТАЛИ

Здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жиз­ни Исследователь должен заметить степень заинтересованно­сти субъекта такими вещами степень реализма, с которым он их воспринимает, относительную значимость, которую он им придает, и способ соединения этих деталей в совокупность

Детали существенные — отсутствие существенных де­талей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недавнем прошлом характеризовался средним или более вы­соким интеллектом, часто показывает интеллектуальную де­градацию или серьезное эмоциональное нарушение

Избыток деталей — «неизбежность телесности» (не­умение ограничивать себя) указывает на вынужденную по­требность направить всю ситуацию на чрезмерную заботу об окружении Характер деталей (существенные, несуществен ные или странные) может послужить для более точного опре­деления специфичности чувствительности

Лишнее дублирование деталей — субъект, скорее все­го, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми

Организация деталей — если трудности организации обнаруживаются в каждом рисунке, можно подозревать более сильное эмоциональное или органическое нарушение (или оба вместе)

Если сложности организации встречаются лишь в одном рисунке, очень может быть, что нарушение функционального порядка и связано с изображаемой на рисунке ситуацией

17 Практическая психология S13


Если во всех 3 рисунках организация деталей удовлетвори­тельна, то личностная структура субъекта достаточно устойчи­ва (даже при большом количестве патофоричных знаков)

В случае более удачной организации деталей в цветных рисунках, чем в одноцветных, прогноз более благоприятен.

Стирание или перерисовка — если перерисовка более совершенна — это хороший знак.

Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка указывает на:

1) наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый
объект или на то, что он символизирует для субъекта;

2) наличие злокачественного органического фактора;

3) наличие обоих вариантов.

Стирание, не пытаясь перерисовать (исправлять) Такая деталь у субъекта вызывает внутренний конфликт с собствен­но этой деталью (или с тем, что она символизирует)

Видимая усталость — депрессивное настроение с возмож­ным сопровождением снижающего работоспособность фактора

Линия основы (земли) — незащищенность Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирова­ния, целостности рисунка Придает рисунку стабильность Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, например: «Мальчик катается на тонком льду». Основу чаще рисуют под домом и деревом, реже — под человеком.

Специально нарисованные, «вымышленные» контуры зем­ли менее значимы, чем нарисованные спонтанно

Контур земли очень жирный, толстый — чувство трево­ги, беспокойство в рамках реальности.

Контур земли, спускающийся от центра рисунка в сто­роны и вниз. Чувство изоляции и незащищенности. Зависи­мость от матери. Потребность к эксгибиционизму (зависит от размеров рисунка и от комментариев испытуемого).

Контур земли, спускающийся вправо вниз Ожидание неясного и опасного будущего, тревожное (интенсивность тре­воги показывает крутизна наклона)

Контур земли, поднимающийся направо вверх — при­сутствие в будущем вынужденных усилий и борьбы (интен­сивность зависит от крутизны наклона)


Идентификация с собой — интерпретация зависит от степени субъективности и может варьироваться от предпочти­тельного сужения психологического горизонта субъекта до явного эгоцентризма, чрезмерного интереса к себе, озабоченно­сти собой, склонности все соотносить с собой

Контур кривой, изогнутый — обычно хороший признак, но может означать и отвращение к ограничениям и конвенци­ям при сильной выраженности.

Контур неясно очерченный в отдельных деталях — нежелание субъекта выставлять эту деталь из-за ее актуаль­ности или символической значимости.

Жирный контур в целом — генерализованное чувство неадекватности вместе с нерешительностью, колебанием, со страхом проигрыша. Если контур от «дома» к «человеку» становиться все тоньше — генерализованная тревога (или депрессия).

Контур жирный только по бокам — субъект стремит­ся сохранить личностное равновесие. Стремление это осозна­ется как неприятное и сопровождается физическим напря­жением.

Контур толстый в отдельных деталях — фиксация на данном объекте (детали). Скрытая или явная враждебность к таким образом нарисованному объекту или тому, что он символизирует, в сопровождении тревоги.

Контур толстый во всех рисунках — можно подозре­вать органическое заболевание.

Контур толстый в одном из рисунков — генерализо­ванное напряжение

Контуры обрывистые и не соединяются — предчув­ствие надвигающейся катастрофы.

Контуры очень прямые —• фригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно — в луч­шем случае мелочность, стремление к точности. В худшем — патоформный знак, указывающий на неспособность к четкой позиции.

Рисунки, выполненные легко, без лишней мелочности — способность к равновесию со средой

Рисунки мелочные, щепетильные — обессивно-компуль-сивные тенденции.


На фоне горы — защитная установка и стремление к зависимости (часто от матери)

Помещение рисунка внизу листа — генерализованное чувство незащищенности Депрессивный фон настроения (чем меньше рисунок, чем тоньше контур, тем сильнее он выражен)

Рисунок не помещается внизу (выходит за пределы листа) — устанавливается только по опросу пациента или по его спонтанным комментариям Чем большая часть рисунка оказывается за нижним пределом листа, тем вероятнее, что субъект совершил патоформную супрессию с целью сохра­нить целостность личности Можно предположить наличие сильной экспонозитивности

Рисунок выходит за левый край листа — фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными проявлениями Склонность к импульсивному поведению.

Выход за правый край листа — желание убежать в буду­щее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями Стремление сохранить жесткий контроль

Выход за верхний край листа — ограничение простран­ства с вытекающей из этого повышенной чувствительностью Подразумеваются сильные агрессивно-реактивные тенденции (скрываемые или нескрываемые).

Помещение рисунка в верхней части листа — склон­ность фиксации на мышлении и фантазиях как на источнике наслаждений (которые таким образом могут быть получены и не получены)

Поворачивание листа — агрессивные или негавистические тенденции Патоформные, если поворачивание повторяется, персеверация, если лист поворачивается все время в одну сторону

Перспектива — по тому, как субъект ее строит, можно узнать много ценного об установках, взглядах, чувствах субъекта, о более широких и сложных его отношениях с действительно­стью, с другими людьми, о его способе оперирования этими отношениями

Перспектива.интеллектуальные ее аспекты — умение субъекта более тонко оценивать среду и отношения с окружа­ющими

5Ui


Перспектива, профиль в обратном направлении обыч­ному — указывает на обнаружение у себя субъектов проти­воречивых импульсов и сознательное стремление подавлять их или сублимировать

Перспектива, рисунки абсолютно в профиль (это каса­ется дома, повернутого боком к зрителю, дверей, человека, изображенного только с одной рукой или ногой) — нежела­ние прямо, непосредственно принимать окружение (напри­мер, смотреть в глаза). Определенное желание отрешиться, скрыть свое «я» Стремление общаться только по собствен­ному стилю.

Перспектива, абсолютно беспрофильные рисунки (ан­фас) — если все рисунки исполнены в анфас, это характери­зует субъекта как прямого, бескомпромиссного, стойкого. Та­кая установка может оказаться формированием реакций на глубинное чувство незащищенности

Перспектива, рисунок изображен вдали — желание от­решиться, уйти от конвенционального общества. Чувство изо­ляции отверженности, забытости.

Помещение рисунка над центром листа — чем выше рисунок над центром, тем больше вероятность, что

1) субъект чувствует тяжесть своей борьбы и относитель­
ную недостижимость цели;

2) субъект склонен искать удовлетворение в фантазиях
(внутренняя напряженность);

3) субъект склонен держаться в стороне.

Помещение рисунка точно в центре листа — незащи­щенность и ригидность (прямолинейность). Потребность забот­ливого контроля ради сохранения психического равновесия.

Помещение рисунка ниже центра листа — чем ниже центр рисунка по отношению к листу.

1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это
создает у него депрессивное настроение;

2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным
реальностью.

Помещение рисунка по левой стороне листа — акцен­тирование прошлого Импульсивность. Экстратенсивность. Воз­можен излишек женских чувств (или женская идентифика­ция).


Помещение рисунка в левом верхнем углу листа — интратенсивность. Субъект явно тревожен и регрессирует (если только нет врожденной умственной отсталости). Склон­ность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

Помещение рисунка на правой стороне листа — интра­тенсивность. Субъект склонен искать наслаждения в интел­лектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентиро­вание будущего. Возможен излишек мужских черт или мужс­кая идентификация.

ПРОПОРЦИЯ

Реалистичность и соотношение пропорции деталей в ри­сунке раскрывает ценности, приписываемые субъектом объек­там, ситуациям, людям, которые репрезентируют их изображе­ния актуально или символически.

Пропорция интеллектуальные ее аспекты.

Ее решение показывает стиль мышления или планирова­ния (в основном в связи с непосредственными конкретными особенностями объектов).

Пропорция, использование минимума деталей — воз­можно, что субъект, ориентирующийся в пространственно-ориентационных отношениях, но использующий только мини­мум деталей, имеет тенденции:

1) держаться стороны, сторониться, отрешаться;

2) не уважать нормальные конвекционные ценности.
Субъект, демонстрирующий неполноценное понимание этих
отношений и использующий при этом минимум деталей, мо­
жет оказаться:

1) умственно неполноценным;

2) страдать от значительного интеллектуального ослабле­
ния (обратимого или необратимого).

Постоянно пониженная психомоторика — подозрение о наличии органического фактора, угнетающей тревоги или тяжелой депрессии.

Явно повышенная психомоторика — чрезмерное волне­ние наряду с ослаблением торможения.

Перерисовка без предыдущего стирания незавершен­ного рисунка — негативистическая реакция субъекта.


Дополнение общего плана — необузданная тревога, страх перед потерей контроля.

Дополнение специфичное. Фиксация на дополнительном объекте (отображается актуально или символически). Часто сопровождается тревогой.

Рисование неуверенное, часть за частью. Неуверен­ность, возникающая из-за неумения представить себе весь рисунок в целом и отсутствие (потеря) чувства равновесия. Свойственно органикам и людям, находящимся в состоянии сильной тревоги.

Солнце. Символ авторитарной фигуры. Часто восприни­мается как источник тепла и силы, уподобляется отцу или матери.

Прозрачность. Игнорирование реальности. Показывает степень поврежденности общей структуры личности органи­ческими или патоэмоциональным фактором (или обоими вме­сте) до такой степени, когда это уже мешает личности пра­вильно оценивать реальность.

Эта степень (патологичность) может быть измерена:

а) числом прозрачностей,

б) их величиной (например, прозрачность рукавов одеж­
ды в этом случае гораздо менее значима, чем прозрачность
стены дома).

В случае умственной отсталости субъекта — прозрачнос­ти менее важны, чем при интеллекте среднем или выше среднего.

Погода (какая погода изображена). Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую. Прежде чем инструктировать, надо выяснить отношение субъекта к изображаемой погоде.

Ограничение рисунка в целом. Чувство несоответствия или неадекватности

Перспектива, рисунок изображен вдали. Желание ото­йти от конвенционного общества Чувство изоляции, отвер­женное >т. Ячная Т' чденцчя отграничиться от окружен,'! Желали-2 о- р<аргн/ть, не признать этот рисунок или то, ч^о он


дом

Ванна. Выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможны нарушения этих фун­кций.

Спальня. Это место интимнейших межперсональных отно­шений. Графическое или вербальное изображение собственной спальни может помочь выяснить степень сексуальной приспо­собленности субъекта, а также может раскрыть отношение субъекта к отдыху и расслаблению или потребность в них.

Труба, фаллический символ, если субъект показывает ценностную значимость этого символа. Эмоциональная зре­лость и равновесие. Символ (признак) теплоты в интимных отношениях.

Отсутствие трубы. Субъект чувствует нехватку психоло­гической теплоты дома. Субъект испытывает трудности при столкновении с символом мужского пола.

Труба почти невидима (спрятана). Нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями. Страх перед кастрацией.

Трубаре акцентируемосшь. Сосредоточение внимания на признаках мужского пола. Чрезмерное беспокойство о тепле.

Труба слишком большая. Чрезмерное беспокойство на­счет сексуальных дел и потребность демонстрировать муж­скую силу. Эксгибиционистские тенденции.

Видно отверстие трубы. Нарушение сексуальной роли. Сексуальная импотенция и страх перед кастрацией. Труба нарисована косо по отношению к крыше. Норма для ребенка. Слабоумие или значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

Труба прозрачная или без глубины. Отрицание фаллоса, что может означать или импотенцию, или страх перед кастра­цией.

Труба видна через прозрачную крышу. Плохо скрывае­мые эксгибиционистские тенденции. Субъект чувствует, что его встревоженность фаллосом и интерес к нему очевидны.

Множество труб. Если стиль рисунка показывает, что это для субъекта значимая вещь, можно предполагать его чрезмерный интерес и беспокойстве, связанные с фаллосом

Цвет, т.е раскрашенные детали. Обычно раскрашива­ются крыша и труба Если раскрашиваются другие объекты, за


исключением трубы и крыши, исследователь должен поста­раться узнать причину этого.

Цвет,конвенциональное,обычное его использование.

Зеленый для крыши Коричневый для стен.

Желтый цвет, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым изображая ночь или ее прибли­жение, выражает чувства субъекта, что:

1) среда к нему враждебна;

2) его действия должны быть скрыты от посторонних
глаз.

Количество используемых цветов. Хорошо адаптирован­ный, незастенчивый, эмоционально не обделенный субъект использует не меньше двух и не больше пяти цветов.

Субъект, раскрашивающий дом 7—8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет — боится эмоционального возбуждения.

Детали, их искажения. Обычно символизируют агрессив­ную враждебность, иногда частично интернализированную. Враждебность направлена против целого рисунка или иска­женных деталей (актуально или символично воспринимаемых).

Детали необходимые (существенные). Не меньше од­ной двери (если не изображен только один бок дома), одно окно, одна стена, крыша, труба или другие построения для выхо­да дыма (если это не постройка в тропиках). Отсутствие тру­бы может оправдать то, что дом нарисован полуразрушенным.

Детали не необходимые (см. также отдельные детали: «кусты», «дорожка» и т.д.) Субъект испытывает потребность как можно полнее и подробнее устроить свое окружение по своему вкусу, демонстрируя этим чувство неадекватности и незащищенности. Чем больше лишних деталей, тем она ин­тенсивнее. Чрезмерная озабоченность средой при недостаточ­ной внимательности к самому себе. Впрочем, чем второсте­пенные детали лучше организованы и теснее, непосредствен­нее связаны с домом, тем больше похоже, что беспокойство субъекта находит нужную направленность и с успехом конт­ролируется

Лишние детали- горизонтальная линия отделяющая пер­вый этаж от второго указывает на крайнюю конкретность i. возможной органикой или концентрированием внимания над


соматикой. Могут подозреваться психосоматические заболе­вания.

Столовая (гостиная). Функция этой комнаты — утоле­ние оральных и пищевых потребностей. Если манера рисунка указывает на значимость этого для субъекта, можно подозре­вать нарушение этих функций. (Другие, более общие сообра­жения — в «Комнате»).

Двери, их отсутствие. Субъект испытывает патоформ-ные трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери, одни или несколько, задние или боковые. Отступ­ление, отрешенность, избежание (особенно, если субъект пока­зывает значимость этих дверей для него).

Двери, одни или несколько, парадные. Первый признак откровенности, достижимости. Изображают непосредственные способы входа и выхода.

Дверь, нарисованная последней по очереди деталь. Ан­типатия к межперсональным контактам. Тенденция уединения от реальности.

Двери открытые. Если дом жилой — это сильная по­требность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).

Двери боковые, одни или несколько. Отчуждение, уедине­ние, избежание реальности. Значительная неприступность.

Двери очень большие. Чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабель­ностью.

Двери очень маленькие. Нежелание пускать в свое «Я». Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.

Двери с огромным замком. Враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Двери с большими шарнирами. Враждебность, мнитель­ная скрытность, защитные тенденции.

Дверная ручка, ее акцентирование. Чрезмеоная фиксация на ф"пкции лг.ери! i<,~\' и беспокойны.: интерес к фалпосу.

Карниз крышч, с,) аг.пенгпировакис яркич контуром или продлением за стены Угнленяп защитная (обычно.: мчи-телгнсстью) установка


Задняя стена, изображенная в другой стороне, чем обычно. Выявляет сознательные попытки самоконтроля, при­способления к конвенциям, но вместе с тем есть сильные враждебные тенденции.

Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями. Субъект стремится сохра­нить (не потерять) контакт с реальностью.

Камин,непосредственная его акцентировка (камин ви­ден сквозь стены). Фиксация на непосредственной функции камина (источник тепла) или на его символике (например, мужские или женские половые органы). Ее интенсивность показывает отрицание действительности (как отрицание не­прозрачности стен дома). Конечная интерпретация будет зави­сеть от пояснений субъекта.

Камин, косвенная акцептация. Конфликт с постоянным жильцом. Невротическая привязанность к этому лицу или к какой-нибудь эмоциональной, связанной с ним ситуации.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома. Серьезный конфликт дома. Если план хорошо изображен, можно подозревать наличие паранойяльных идей. Если план неудачный — возможна органика.

Цветы (тюльпаны или похожие на ромашки). Обычно рисуют шизоиды или малолетние нормальные дети.

Опора фундамента (например — колонны) необычайно высоки. Подозревается органика.

Печь, косвенная акцептация. Приятное тепло или откры­тая враждебность по отношению к ситуации дома.

Водопроводные трубы (или водосточные с крыши). Усиленные защитные установки (и обычно повышенная мни­тельность).

Дом. Дома, каковы они сейчас. Какими бы их хотел видеть субъект. Не нравившиеся в прошлом дома. Хорошие дома в прошлом. Мнение субъекта о семье или его интерпре­тации семьи по отношению к нему. Автопортрет.

Дом, антропоморфное его понимание. Должна подозре­ваться органика. (Исключение — маленькие дети и случаи врожденного слабоумия).

Дом грозный, старый, развалившийся. Иногда субъект может таким образом выразить отношение к самому себе.


Дом вдали. Чувство стремления и отвергнутости (отвер­женности). Субъект не в состоянии уладить ситуацию дома. Недоступность. Если «нарисованное» отношение совершенно противоположно, может иметь место серьезный дефект оценки реальности.

Дом вблизи. Открытость, доступность или/и чувство теп­лоты и гостеприимности.

Кухня. Изображение комнаты, в которой готовят еду, при наличии особой манеры рисования у субъекта (указывающей на нарушения) сигнализируют об оральном эротизме. Это может быть связано с сильной потребностью в привязанности, любви.

Жилая комната (гостиная). Социальное общение.

Движение. Скорее всего, патологический, по меньшей мере, патоморфный. Этим субъект символизирует травмирующее чувство потери ЭГО. В «доме» встречается гораздо реже, чем в «деревне» или «человеке».

Разные пристройки. Агрессия, направленная против фак­тического хозяина дома, или бунт против того, что субъект считает искусственными, культурными, стандартными. Если субъект рисует туалет около дома, можно предполагать наличие уретрального или/и анального интереса (преокупация).

Помещение рисунка внизу листа. Генерализованное чув­ство неуверенности, не безопасности. Часто сопряжено с оп­ределенным временным значением:

а) правая сторона — будущее, левая — прошлое;

б) связанным с предназначением так помещенной комна­
ты или с постоянным ее жильцом;

в) указывающим на специфику переживаний: левая сторо­
на — эмоциональные, правая — интеллектуальные.

Помещение в верхней части листа. Редко встречается в рисунке «дом». Указывает на какое-то хаотическое бегство от реальности.

Крыша и труба, сорванные ветром. Символически выра­жают чувство субъекта, что им повелевают независимые от собственной воли силы.

Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисун­ку. Фиксация на фантазиях как источнике удовольствия, обыч­но сопровождаемая тревогой.


Вместо доматолько крыша и забор. Патологически скудный контакт с реальностью. Указание на возможную деструкцию ЭГО.

Крыша, тонкий контур края. Переживание ослабления контроля фантазии.

Крыша, толстый контур края. Чрезмерная озабочен­ность контролем над фантазией (ее обузданием).

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом. Плохая личностная ориентация.

Крыша слишком большая. Поиск наслаждения в фанта­зиях.

Крыша, покрывающая подобие стены. Предположение, что субъект живет больше в мире фантазии.

Комната. Ассоциации могут возникать в связи с:

а) человеком, проживающим в комнате;

б) интерперсональными отношениями в комнате;

в) предназначением этой комнаты (реальным или при­
писываемым).

Ассоциации могут иметь позитивную или негативную окраску (эмоциональную). Значение комнаты для субъекта нужно проверить, исходя из его комментариев, манеры рисунка и РДТ.

Комната(ы), не поместившаяся на листе. Нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприят­ных ассоциаций с ними или с их жильцом.

Комната. Субъект выбирает верхнюю дальнюю комна­ту. Незначительная тенденция к отчуждению. Если есть больше признаков отчужденности, изоляции тенденция бо­лее значима.

Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх). Чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым. Склонность к ограниченным контактам с окружающими.

Перспектива «под субъектом» (взгляд с птичьего поле­та). Отрицание (непризнание) нарисованного дома. Непризна­ние свойственного многим людям поклонения домашнему очагу Инипокластические установки (мятежная неприязнь к установившимся традициям, взглядам) Субъект чувствует себя


поднявшимся «над» домашними делами, но это часто сопро­вождается депрессиями.

Перспектива («признаки потери перспективы»). Субъект правильно изобразил один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены — не умеет изобразить глубину.

Этот признак встречается исключительно у лиц мужского пола и свидетельствует о начинающихся сложностях интегри­рования, страх перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желание забыть прошлое (линии слева).

Перспектива тройная (трехмерная). Субъект рисует, по меньшей мере, четыре отдельные стены, из которых даже двух нет в том же плане. Чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.

Профиль абсолютный. Можно предположить наличие острой параноидной реакции по отношению к дому (или интимным интерперсональным отношениям).

Водосточные трубы. Усиленная защита (и обычно мни­тельность). Возможен уретральный эротизм или оральная преокупация (интерес к фаллосу).

Крыша. Сфера фантазии.

Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована. Пока­зывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.

Дорожка очень длинная. Уменьшенная доступность, час­то сопровождается потребностью более адекватной социали­зации.

Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающая­ся у дома. Попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающееся с поверхностным дружелюбием.

Стена и крыша вместе. Границы ЭГО. Силу ЭГО пока­зывает стиль изображения.

Стена,отсутствие ее основы. Слабый контакт с реаль­ностью (если рисунок помещен внизу), чувство ирреальности

Стена с акцентированным контуром основы. Тревога в рамках действительности. Субъект при попытке вытеснить в подсознание оппозиционные тенденции испытывает трудности


Стены не соединенные. Подозревается органика с вероят­ной потерей контроля над примитивными инстинктами.

Стены, двумерная перспектива, слишком широкие даль­ние стены. Усиленные защитные тенденции. Шизофрения (особенно, если центральная стена — глухая (без дверей, без окон).

Стена с акцентированным горизонтальным измерени­ем. Плохая ориентировка во времени (доминирование прошло­го или будущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды.

Стены и крыша, их границы. Границы личности, их характер показывает силу и пластичность этих границ.

Стена: боковой контур слишком тонок и неадеква­тен. Предчувствие (угроза) катастрофы, чувство ослабленно­го контроля ЭГО

Комната. Субъект выбирает ближайшую комнату. Мни­тельность.

Кусты. Иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом. может иметь место сильное стремление огра­дить себя защитными барьерами.

Кусты хаотично разбросаны по обе стороны дорожки. Указывает на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.

Ставни закрыты. Субъект в состоянии субтильно приспособиться в интерпервональных отношениях.

Дым валит то вправо, то влево. Патологический дефект в оценке окружающего.

Дым валит влево. Пессимистичный взгляд на будущее.

Дым очень густой. Значительное внутреннее напряже­ние (интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой. Уретральный эротизм. Чув­ство недостатка эмоциональной теплоты дома.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей). Отра­жают конфликтную ситуацию, вредящую правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может страстно желать свободного сердечного общения). Можно подозревать органику.

Прозрачный, «стеклянный ящик». Символизирует пере­живание выставления себя всем на обозрение. Его сопровож-


дает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом.

Деревья. Часто символизируют различные лица. Если они как будто прячут дом, может иметь место сильная потребность зависимости или /и доминированию родителей.

Вентиляционная труба над крышей. Фаллическая пре-окупация. Отмечается значимая корреляция между этим при­знаком и энурезом и/или уретральным эротизмом.

Стена: контурные линии слишком акцентированы. Со­знательное стремление сохранять контроль.

Стена: одномерная перспектива — изображена всего одна стена Если это боковая стена — имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции. Если изображена перед­няя стена, это:

1) нормально для маленьких детей;

2) у взрослых — выражение сильной потребности сохра­
нить приятный «фасад» в межперсональных отношениях.

Прозрачные стены. Компульсивное влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно. Умственно неполноценный субъект, изображаю­щий больше невидимых (внутренних) деталей, чем видимых, демонстрирует этим чувство неадекватности в опасных для него ситуациях В случае нормального интеллекта — серьез­ный дефект способности к критическим соображениям и оценке реальности.

Стена с акцентированным вертикальным измерением. Субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Окно(а). Способы контактирования (менее непосредствен­ны и прямы по сравнению с дверьми). Еще один признак доступности, открытости.

Отсутствие окон. Враждебность, отчужденность.

Отсутствие окон на первом этаже. Враждебность, отчужденность.

Окна: нет на нижнем, но имеются на верхнем этаже. Пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

Окна с занавесками. Отчужденность, «резервная» до­ступность. Если занавески или ставни не закрыты, имеет


место сознательно контролируемое взаимодействие, сопро­вождающееся тревогой

Акцентирование окон путем дополнения, без излишней детализации. Озабоченность взаимодействием. Частичная при­чина озабоченности — фиксация.

Окна: первый этаж нарисован в конце. Отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция отчуждения от действительности.

Окна: сильно открытые. Субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готов­ность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрыватьи свои чувства.

Окна, сильно закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта). Если занавески нарисованы легко, спонтанно, субъект спосо­бен к субтильным (рафинированным) контактам в домаш­нем кругу.

Окна распахнуты. Если в доме кто-нибудь живет — большая доступность или желание ее. Если в доме никто не живет — слабость самозащиты ЭГО. В некоторых случаях недостаточность контроля может достигнуть патоморфного уровня.

Окно(а), стекла символизирует одна разделяющая окно вертикаль. Можно ожидать фиксацию на женских половых органах.

Окна без стекол. Враждебность, отчужденность. Ораль­ный или анальный эротизм.

Окна, их положение, трудности согласования стен и эта­жей. Можно подозревать раннюю шизофрению, если подобно­го рода трудности имеют место при неплохой общей компози­ции или же если они являются одним из наиболее важных дефектов.

Окна, искажение пропорций. Чрезмерная озабоченность отношениями с жильцами комнаты с непропорциональными окнами (или предназначением этой комнаты (см. предназна­чение комнат).

Окна треугольники. Излишняя озабоченность женскими половыми органами, если изображение окна значимо.

Окна с замками. Враждебность, замкнутость.


ДЕРЕВО

Животное, выглядывающее из дупла в дереве. Ощуще­ние наличия в личности патоформной, не поддающейся конт­ролю части, имеющей разрушительные потенции, например навязчивое чувство вины.

Яблоня. Обычно рисуют сильно зависимые от родителей дети Часто изображается беременными или жаждущими ре­бенка женщинами. Падающие или упавшие с дерева яблоки символизируют переживания неприятия (отказа, отвержения) у ребенка.

Кора дерева изображена достаточно обособленными извилистыми вертикальными линиями. Возможность шизо­идных черт у субъекта.

Древесная кора легко нарисована Равновесия во взаимоотношениях.

Древесная кора изображена мелочно, щепетильно. Ком-пульсивность и сильная озабоченность взаимоотношениями со средой.

Ветви. Степень их гибкости, число, величина и степень их сплетения отражают взгляд субъекта на приспособление, до­ступность и способность к получению удовлетворения от среды

Ветви, абсолютная асимметрия. Отражает амбивалент­ные чувства, неспособность к свободному доминированию любого действия (эмоционального или интеллектуального).

Ветви обломанные, наклоненные и неживые. Значимая для субъекта физическая или духовная травма.

Ветви неживые. Субъект не чувствует удовлетворения от развлечений.

Ветви изображены штрихованием или закрашивани­ем. Если они нарисованы легко и быстро, это показывает тактичное, но, скорее всего, поверхностное взаимодействие со средой.

Ветви изображены иначе (не закрашены). Оппозицион­ные тенденции.

Ветви с попыткой двумерного их изображения, но с «незакрытыми* кончиками. Субъект мало способен управ­лять своими влечениями.

Bemew молодой росток из скудного ствола. Отказ от прежнего травмирующего убеждения, что нет смысла искать


удовлетворения в своей среде. Возвращение сексуальных сил (возможно, если до этого имела место импотенция).

Ветви: одномерные и двумерные, обращены внутрь. Сильные интратенсивные тенденции.

Ветви, обращенные (или более четкие) влево. От­сутствие личностного равновесия из-за тенденции немед­ленно получить чувственное наслаждение (экстратенсив-ность).

Ветви, обращенные вправо. Отсутствие личностного рав­новесия из-за тенденции отсрочить или избегать чувственных наслаждений, стремясь найти их вместо этого в умственных усилиях (и, если субъект низкого интеллекта, дальнейший конфликт на этой почве очевиден).

Ветви, похожие на шипы (колючки). Подсознательный страх кастрации. Мазохистские тенденции.

Ветви двумерные, слабо организованные, похожие на пальцы или на палки. Сильно выраженная враждебность.

Ветви двумерные со сравнительно хорошей системой листвы (листьев). Означает способность достаточно хорошо справляться с делами, касающимися межперсональных отно­шений (например, с общественной работой).

Структура веток. Степень удовлетворения действитель­ностью. Сферы контактов.

Структура веток: узкая и длинная. Боязнь в поисках удовлетворения в среде.

Корни, уходящие в землю, ярко выраженные. Сильное стремление сохранить имеющееся восприятие действительно­сти. Незащищенность.

Корни, напоминающие когти птицы и не проникающие в землю. Слабый контакт с реальностью. Параноидно-агрес­сивные черты.

Корни тонкие, слабый контакт с землей. Слабый кон­такт с реальностью.

Повреждения дерева. Технический или физический опыт, травматичный для субъекта.

Тень Фактор, способствующий укреплению тревоги на сознательном уровне. Недостаточные, неудовлетворительные для субъекта отношения в прошлом, которые отражаются на настоящем


Солнце: туча между ним и деревом. Отражает тревож­ные, неудовлетворительные отношения между субъектом и ка­ким-то лицом.

Солнце большое. Острое переживание отношений с ка­ким-то авторитетным лицом.

Солнце за деревом. Иногда субъект может интерпретиро- вать дерево как кого-то из своего окружения, препятствующего его отношениям с ценным для него человеком, или как кого-то охраняющего субъекта от нежелательного лица.

Солнце, его положение. Отношение между деревом и ис­точником тепла (или средой). Часто отражает переживание субъектом отношений с доминирующим в его окружении лицом.

Солнце, лучи его падают на дерево. Потребность доми­нировать или чувства доминирования другого.

Солнце на севере. Переживание холодной среды. Заходя­щее солнце. Чувство депрессии.

Солнце: дерево уклоняется от него. Склонность избе­гать доминирования кого-то, кто способствует травмирующему переживанию неадекватности.

Цвет: конвенциальное его употребление. Зеленый — для веток, листьев. Коричневый — для ствола.

Цвет, комбинация черного и зеленого. Шизоаффектив-ный тип реакции.

Детали существенные. Ствол и не менее одной ветки, (за исключением рисунка пня, который надо расценивать как ненормальный).

Земля, ее прозрачность, изображение невидимых кор­ней. Платформная оторванность от реальности (исключение — детские рисунки). Подозревается у взрослых органика (при интеллекте среднем или выше среднего)

Контур земли в форме горы. Так помещенное дерево отражает оральную фиксацию, часто связанную с потребнос­тью в материнской опеке. Если дерево маленькое — выра­женная зависимость от матери с переживанием изоляции и беспомощности. Если дерево небольшое — сильная потреб­ность к доминированию и эксгибиционизму.

Листья двумерные, чрезмерно большие для веток. Обес-сивно компульсивные черты. Стремление под поверхностной


приспособленностью спрятать глубинные ощущения неадек­ватности. Гиперкомпенсационные усилия уйти с головой в дей­ствительность.

Движение. Отражает значительное давление среды. Чем произвольнее, ожесточеннее, неприятнее движение, тем более оно патоформно.

Перспектива: под субъектом. Позиция «сдаться без сопротивления». Тенденция к конкретности. Отвержение че­ловека, который для субъекта символизирует дерево.

Перспектива: частично с горки. Переживание усилий и борьбы за автономность, независимость. Часто отражает на­пряжение при стремлении к далекой, возможно недостижимой цели.

Корни мертвые. Отсутствие или потеря внутреннего рав­новесия, что указывает на патоформные изъяны в восприятии действительности и в потребностях.Обессивные чувства, свя­занные с ранним опытом.

Деревобазовый автопортрет. Неосознанный авто­портрет субъекта в целом. Неосознаваемая картина развития субъекта, включающая его обычную чувствительность к воз­действиям и способы реагирования на них. Отношение субъекта к определенному лицу. Ассоциации с жизненной ролью субъек­та, его способностью получать удовлетворение от своей среды.

Дерево: одно или группа. Ответы на этот вопрос не являются очень значимыми (если они не слишком эмоцио­нально окрашены). Если ответ значимый, «одно» выражает чувство изоляции (или потребность общения), «группа» может иметь дополнительное значение к переживанию доминирова­ния других.

Дерево мертвое. Редко встречается в рисунках неплохо приспособленных субъектов. Показатель переживания физи­ческой неполноценности, психологической неадекватности, пу­стоты, вины и т.п.

Дерево, погибшее от паразитов, червей, болезней или бури. Субъект считает среду (или кого-нибудь из среды) виновной в его трудностях.

Дерево, погибшее из-за лишения корней, ветвей или ствола. Чувство разрушенности, растерянности, собственной неприемлемости.


Дерево изображено фасадом (если оно символизирует человека). Взгляд субъекта на позицию подразумеваемого

лица.

Дерево, изображенное как два одномерных дерева. Серьезная патологическая расколотость аффекта и интеллекта.

Дерево, после его гибели прошло некоторое время. От­носительная длительность плохого приспособления или беспо­мощности (неработоспособности).

Дерево «замочная скважина*. Сильная враждебность (возможно, частично интериоризована). Частичная ригидность (если ствол у основания закрыт) со склонностью к эксплозив­ным реакциям.

Дерево большое, не помещающееся на листе. Субъект остро чувствует взаимоотношения со средой. Склонен искать наслаждение больше в деятельности, чем в воображении.

Дерево, наклоненное влево. Отсутствие равновесия из-за стремления к острому откровенному эмоциональному наслаж­дению и из-за импульсивного поведения. По отношению ко времени — привязанность к прошлому и страх перед буду­щим. Если дерево наклоняется влево от центра рисунка — более сильная выраженность данных тенденций.

Дерево, наклоненное вправо. Отсутствие равновесия из-за страха перед открытым выражением сильных эмоций вме­сте с переоценкой интеллекта.

Дерево, предъявленное только как карандаш или кусо­чек мела Ригидность, конкретность мышления.

Дерево, его размеры. Понимание субъектом его положе­ния или представление желаемого положения (фактическое поведение может отличаться от них).

Дерево маленькое. Чувство малоценности и неадекватно­сти. Желание уйти в себя, отрешиться.

Дерево, его твердость, несоответствие комментариев к рисунку. Непостоянный взгляд на символизируемый мир. Патоформная невнимательность. Непостоянный взгляд на соб­ственное неумение жить в целом.

Ствол Понимание субъектом своих возможностей, сил.

Ствол широкий у основания, быстро сужающийся. Не­достаток тепла и здоровой стимуляции в раннем опыте и вследствие этого задержка созревания личности.


Ствол сломанный, верхушка касается земли. Выражает чувство субъекта, что он был полностью охвачен внутренними или внешними неконтролируемыми силами.

Ствол мертвый. Чувство травмирующей потери ЭГО-контроля.

Ствол неяркий, тонкий контур. Чувство неадекватно­сти, неустойчивости, нерешительности ЭГО.

Ствол большой с маленькой листвой. Неустойчивое личностное равновесие из-за фрустрации, возникшей в связи с неспособностью удовлетворять базовые потребности.

Ствол склонен сначала влево, потом вправо. Тенденция к регрессии, к импульсивному поведению с помощью сильного контроля и ориентировкой на будущее (в более позднем возрасте).

Ствол самый узкий у основания. Сильное стремление (борьба), несоответствующее силам субъекта, и отражение возможного нарушения контроля ЭГО.

Ствол одномерный с одномерными ветвями, не образую­щими системы. Возможна сильно выраженная органика. Пере­живания импотенции, бесплодности, слабости ЭГО, слабая согла­сованность неадекватных сил в поисках удовлетворения.

Ствол необычно большой. Чувство стеснения средой с тенденцией агрессивного реагирования в действительности или в воображении (что поможет установить структура и раз­меры структуры ветвей).

Ствол с акцентированным периферическим контуром. Сознательное стремление сохранить контроль.

Ствол мелкий. Базовое чувство неадекватности и неле­пости.

Ствол двумерный с одномерными ветвями. Успешное раннее развитие, но более позднее подвергнуто воздействию серьезных травмирующих факторов.

Ствол очень изящный, с огромной листвой. Неустойчи­вое равновесие из-за чрезмерного стремления к наслаждениям.

Толщина ствола показывает, что дерево было значи­тельно выше. Наличие остротравмирующего эпизода в про­шлом

Ветер. Символизирует переживание субъекта, которое тяжело поддается контролю


Ветер дует от земли на верхушку дерева. Компульсив-ное стремление убежать от действительности в фантазии.

Ветер дует от дерева в сторону субъекта. Нарциссти-ческие тенденции.

Ветер дует во всех направлениях. Переживание попыт­ки, но неудачной, проверить действительность.

ЧЕЛОВЕК

Руки. Базовое стремление к борьбе. Орудия управления и изменения среды.

Широкие руки (размах рук) Интенсивное стремление к действию.

Широкие руки у ладони или у плеча. Недостаточный контроль действия и импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдель­но. Или поперек спины, вытянутые в стороны. Субъект ловит себя иногда на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля

Руки скрещены на груди. Враждебно-мнительная уста­новка.

Руки за спиной. Нежелание уступать, идти на компромис­сы (даже с друзьями) Склонность контролировать проявле­ние агрессивных враждебных влечений.

Руки длинные и мускулистые. Субъект нуждается в фи­зической силе, ловкости, храбрости как компенсации

Руки слишком длинные. Чрезмерно амбициозные стрем­ления

Руки расслабленные и гибкие. Хорошая приспособлен­ность в межперсональных отношениях

Руки напряженные и прижатые к телу Неповоротли­вость, ригидность.

Руки тонкие Переживания слабости и тщетности усилий.

Руки очень короткие Отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности

Руки, похожие на крылья Иногда встречаются в рисун­ках шизоидов

Борода Заместитель фаллоса. признак потребности демонстрировать мужественность

Ремень (пояс) часто штрикоронный Сильный конф-


ликт между выражением сексуальных (и других) влечений и их контролем.

Груди очень подчеркнуты Психосексуальные отклоне­ния и фиксации, незрелость. Зависимость от матери.

Бедра очень подчеркнуты. Психосексуальные отклоне­ния и фиксации, незрелость. Склонность к гомосексуализму (особенно у мужчин).

Соски: численность, разнообразие, сложность. Регрессия или фиксация на низком оральном уровне зависимости (у взрос­лых со средним или низким интеллектом) Сильная зависи­мость от матери (у детей).

Подбородок, его отсутствие в анфасном рисунке (см. «субъект», пропуск шеи в профильном рисунке).

Подбородок слишком подчеркнут Потребность домини­ровать (больше в социальной, чем в сексуальной сфере).

Подбородок неярко выражен Переживание импотенции (больше социальной, чем сексуальной).

Деформация какой-либо части (ей). Отражает подоб­ные или похожие истинные деформации у субъекта или пло­хие приспособительные реакции из-за них (или из-за того, что они символизируют).

Детали существенные Голова, туловище, две руки, две ноги Исключая случаи, когда это объясняется субъектом или когда человек изображен в профиль Также два глаза, два уха, нос, рот.

Уши подчеркнуты, при этом лицо не закончено. Воз­можны слуховые галлюцинации Иногда встречаются у хоро­шо приспособленных умственно отсталых или у маленьких нормальных детей

Уши слишком подчеркнуты Возможны слуховые гал­люцинации Встречается у особо чувствительных к критике.

Уши маленькие Стремление не принимать никакой кри­тики, заглушить ее.

Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы Сильное стремление избегать неприятных визуальных воздей­ствии

Глаза изображены как пустые гаазницы Значимое стремление избегать витальных ltmwwiob Враждебность

Глаза непрорисовинс. Возможны зрительные галлюци нации


Черты лица (включают глаза, уши, рот, нос). Это рецепто­ры внешних стимулов Сенсорный контакт с действитель­ностью.

Лицо подчеркнуто. Сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Если субъект старается придать лицу счастливое выражение, наверное, он чувствует потребность сохранять нужное (ожидаемое) лицо.

Черты лица изображены позже. Тенденция игнориро­вать рецепторы внешних воздействий. Тяготение как можно больше отсрочить идентификацию личности

Черты лица некоторые мужские, некоторые женские Сексуальная амбивалентность.

Ступни. Признак подвижности (физиологической и психо­логической) в межперсональных отношениях.

Ступни непропорционально длинные. Потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность

Ступни непропорционально мелкие. Скованность, зави­симость.

Ступни: на кончиках пальцев. Субтильное, рафиниро­ванное восприятие реальности. Сильная потребность летать

Ступни слишком детализованы. Обсессивные черты с ярко выраженным женским компонентом.

Ступни обращены в разные стороны. Сильные амбива­лентные чувства (в рисунках с интеллектом выше среднего)

Пальцы прорисованы в последнюю очередь (см. Руки нарисованы в последнюю очередь).

Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы). Враждеб­ность.

Пальцы одномерные, обведены петлей. Сознательные усилия против агрессивных чувств.

Волосы. Признак мужественности (храбрости, силы, зре­лости) и стремление к ней

Волосы сильно заштрихованы Тревога, связанная с мьги лением или воображением

Во юсы не заштрихованы (не за-гь: *«'- i), эСуил. *юр. гоювц как клещи С^оьектом ^чр;,и.. зоаждсСные \\>;т>а

В(> 't, ■; 3iu4"k'e i /■•••:а\р-■, г ы!лыю <з ".i"..nL
i,e; - " ' ''< • •■■кеч "iu гм ] ь


Руки. Орудия более совершенного и чуткого приспособле­ния к окружению, главным образом в межперсональных отно­шениях

Отсутствие рук Чувство неадекватности при высоком интеллекте.

Руки нарисованы в последнюю очередь. Значимая нежелательность к поспешным, близким, откровенным связям со средой. Иногда причина этого в старании скрыть чувство неадекватности

Руки в позиции защиты таза (бедер). Боязливое опасе­ние сексуального приближения Чрезмерный интерес к сек­суальным проблемам.

Руки часто заштрихованы Чувство вины из-за какого-нибудь реального или представляемого действия руками (на­пример, мастурбации,изнасилования)

Руки в карманах Управляемая увертка (отвиливание) Субъект меняется в зависимости от того, что он держит руки в карманах Иногда отражает импульсное действие мастурба­ции.

Руки слишком крупные. Сильная потребность к более лучшему приспособлению в социальных отношениях с чув­ством неадекватности и склонностью в них к импульсивному поведению

Голова. Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения

Голова. В рисунке выражена антипатия к голове. Выража­ет увиливание и избежание, иногда вину. Стремление устано­вить условия приемлемости субъекта другими.

Голова, акцентирование ее периферийных контуров Значительные усилия сохранить контроль с целью скрыть возбуждение фантазии и возможные обессивные или бредо­вые идеи.

Голова большая. Неосознанное подчеркивание убежден­ности о значении мышления в деятельности человека. Под­черкивание воображения как источника наслаждений. Если голова непропорционально велика по отношению к туловищу, подозревается органика.

Голова маленькая. Часто встречается в рисунках обсес-сивных, компульсивных индивидов Желание отвергнуть конт­роль разума, который не дает удовлетворять телесные влече-


ния Стремление обессивнои личности к отрицанию болезнен ных переживаний и вины Переживание интеллектуальной неадекватности

Голова обращена затылком Патогномическая отрешен­ность, отчужденность, аутизм параноидального шизоида

Колени акцентированы Наличие гомосексуальных тен­денций

Ноги, их отсутствие Патологическое переживание ско­ванности Страх перед кастрацией

Ноги широко расставлены Откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность)

Ноги скрещены Защита от сексуального приближения

Нос сильно подчеркнут Озабоченность фаллосом Воз­можен страх перед кастрацией Сексуальное приспособление хуже, если нос курносый в анфасном рисунке или находится под глазами

Нос положение на месте Незащищенность (базовая, специфичная или временная)

Ноги недостаточно отделены друг от друга Значи­тельный сексуальный конфликт Сильные гомосексуальные тенденции в сопровождении вины и тревоги

Человек Точка зрения субъекта на его собственную персо­ну (психологический и физический аспекты) Идеальный образ субъекта Концепция сексуальной роли субъекта Подход субъекта к межперсональным отношениям в целом или спе­цифическим взаимодействиям Определенные специфические фобии, обессивные убеждения Лицо, особо неприятное субъек­ту из его окружения Лицо, особенно приятное из окружения Лицо, по отношению к которому субъект амбивалентен

Человек в контролируемом беге Желание убежать Уяс­ненное себе стремление скрыться от кого-либо или достичь чего-либо

Человек видимые нарушения пропорции по отноше­нию правой или левой стороны Нарушения сексуальной роли Отсутствие личностного равновесия

Человек без определенных частей тела Указывает на отвергание, непризнание человека в целом или его отсутст­вующих частей (актуально или символично изображенных)

Человек в слепом бегстве Возможны панические страхи


Человек из полочек Часто встречается у психопатов или у тех, кому общение с людьми в тягость

Человек в плавном, легком шаге Хорошая приспособля емость

Человек — абсолютный профиль Серьезная отрешен­ность, замкнутость и оппозиционные тенденции

Ноги неодинаковых, размеров Амбивалентность и стрем­ление к независимости

Ноги непропорционально длинные Сильная потребность в независимости и стремление к ней

Ноги слишком коротки Чувство физической или психоло гической неловкости

Ноги сильно сдвинуты Ригидность и напряженность Возможна плохая сексуальная адаптация

Рот сильно подчеркнут (см черты лица) Психосексу­альные отношения, фиксации, незрелость Часто выражает чувство вины и (или) тревогу, возникшую по поводу оральных эротических импульсов

Рот слишком велик Оральный эротизм

Мышцы акцентированы, мало прикрыты одеждой Вы­ражает телесный «нарциссизм» и стремление стать шизоид­ным, углубленным в себя

Усы Символ заменителя фаллоса

Движение Чем неприятнее, напряженнее, ожесточеннее, непроизвольнее движение, тем больше оно патоформно

Шея Орган, символизирующий связь между сферой конт­роля (головой) и сферой влечений (телом) Таким образом, это их координационный признак

Шея Основной контур, пропуск, с профиля Неуправля­емые основные телесные влечения, слабость контроля Шея длинная и тонкая Шизоидные черты

Шея пропущена Субъект находится под властью своих телесных влечений, часто полностью его увлекающих

Шея одномерная Слабая координация влечений и интел­лектуального контроля

Шея, изображенная не в порядке очереди Конфликт между контролем и выражением эмоций

Профиль амбивалентный (Определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным,


смотрят в разные стороны). Особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

Плечи неравные. Нет внутреннего равновесия (возможно, из-за сексуального конфликта). Меньшее плечо больше похо­же на женское, большее на мужское.

Плечи чрезмерно крупные. Ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность силой и властью.

Плечи слишком угловатые. Признак чрезмерной осто­рожности, защиты.

Плечи, их размеры. Признак физической силы или по­требности во власти.

Плечи мелкие. Ощущение малоценности, ничтожности.

Плечи изящно нарисованы, округлены. Выражение ров­ной, пластичной, довольно хорошо уравновешенной силы.

Зубы, выдающиеся вперед. Агрессия (обычно только в ре­чевом плане).

Галстук сильно подчеркнут. Возможна озабоченность фаллосом с переживанием импотенции.

Туловище. Местонахождение базовых потребностей и вле­чений.

Отсутствие туловища. Отрицание телесных влечений Потеря схемы тела.

Туловище длинное и узкое. Шизоидные черты.

Туловище слишком крупное. Наличие большого числа не­удовлетворенных, остро осознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое. Отрицание телесных влечений или чувство унижения, малоценности.

Линия талии. Выражение координации между влечения­ми к власти (верхняя половина туловища) и сексуальными влечениями (нижняя половина).

Линия талии сильно подчеркнута. Сильный конфликт между выражением и контролем сексуальных влечений.

Маска. Осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.

Прозрачные брюки (видны ноги). Боязливая тревога из-за гомосексуализма.

Трубка. Концентрация на сексуальной сфере, укрепление мужского начала.

Трубки во ртц. Сложный вычурный оральный эротизм.

•S42


Карман. Аффективная депривация. Зависимость от матери. Карман подчеркнут. Зависимый психопат.

Несколько карманов (мужская фигура, пациент — муж­чина). Пассивная гомосексуальная тенденция.

Шнурки ботинок, морщины, другие излишние детали. Обессивность — компульсивность.

Женская юбка до щиколоток. (Пациент — мужчина). Материнская фигура.

Галстук. Укрепление мужественности. Сексуальная неполноценность.

Галстук развевающийся, неаккуратный. Откровенная сексуальная агрессия, сосредоточенность на сексуальной сфере.

Прозрачные детали. Пробелы в мышлении, вуаеризм (в зависимости от места прозрачностей).

Брюки развевающиеся. Озабоченность мастурбацией.

Униформа ковбоя или солдата на мужской фигуре (пациент — мужчина). Потребность к завышенному статусу и признанию по сравнению с имеющимися у субъекта.

Вырез платья в форме у (мысиком) в фигуре женщи­ны (пациент — мужчина). Фиксация на груди, вуаеристиче-ские тенденции.

Оружие. Агрессивность.

Фен. Окружение.

Тучи. Боязливая тревога, опасения, депрессия.

Пациент нечаянно машинально пишет свое имя. Эго­изм, нарциссизм, себялюбие.

Забор для опоры, контур земли. Незащищенность.

Фигура человека на ветру. Потребность в любви, привязанности,заботливой теплоте.

Обрывчатые линии. Боязливая тревога, незащищенность.

Несоединенные линии, перемещение некоторых частей тела. Склонность к психозу.

ВАРИАЦИИ РИСУНКА

«Нарисуй человека» — вариация.

Методика: «Нарисуй члена малой группы» (выявляет не только установку по отношению к малой группе, но и про­ектирующую установку субъекта к самому себе


Мелочность, основательность рисунка.

Подчеркнуты несущественные детали. Шизофрениче­ские тенденции.

Дополнительная несущественная деталь. Обсессивно-компульсивные тенденции, мнительность.

Детализация. Компульсивность.

Особо щепетильная детализация. Скованность, педан­тичность

Перерисовка с добавлением детали. Компульсивность

Конечности

Щиколотки и запястья мел- Женственность.

кие.

Ступни и ладони неярки или Шизоидность.

совсем отсутствуют.

Рисунок начат со ступней Депрессия, боязливость.

и ног.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow