Состав законодательства о конкуренции в РФ

В России 22 марта 1991 г. был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Впервые введено понятие конкуренции в российском законодательстве.

Факторы, влияющие на формирование законодательства о конкуренции в РФ:

1) отсутствие рыночных отношений

2) сформировавшиеся государственные монополии

3) чрезмерная концентрация производства и узкая предметная специализация

Поэтому основной упор в этом законе был в основном на создание, поддержку и развитие конкурентной среды, а не столько на ее защиту.

В настоящий момент законодательство о конкуренции – это совокупность нормативных актов, которые непосредственно регулируют конкуренцию и которые содержат отдельные нормы монопольной/конкурентной направленности:

1) собственно законодательство о конкуренции:

· Конституция РФ:

Ст. 8 – принцип свободы конкуренции.

П. 2 ст. 34 – не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию рынков и недобросовестную конкуренцию.

Ст. 74 – запрещает установление таможенных границ, взимание пошлин и платежей, установление иных препятствий для свободного перемещения товаров и услуг.

· ФЗ «О защите конкуренции» 2006 г.:

Предыдущий закон утратил силу. Перед принятием новый закон очень широко обсуждался бизнес сообществом. Проект разрабатывался с участием коммерсантов, представителей союзом и т.д.

Цель ФЗ – именно защита конкуренции.

Отношения, подпадающие в сферу действия ФЗ:

- финансовые рынки

- интеллектуальная собственность

Товарный рынок теперь регулируется еще и с точки зрения зарубежных участников. Изменилось понятие доминирующего положения.

Изменились понятия монопольно-высокой и монопольно-низкой цены. При определении монопольных цен используются 2 концепции:

- концепция сравнения рынков:

Цена считается монопольно завышенной, если она в значительной степени превышает фактически оплаченную цену. За основу берутся средние цены, сложившиеся на рынке этого продукта.

- концепция ограничения прибыли:

Цена считается недобросовестно завышенной, если разница между затратами на производство и ценой продукта считается чрезмерной.

Цена считается монопольно завышенной, если субъект занимает доминирующее положение на рынке + 2 эти концепции.

· акты федеральной антимонопольной службы (ФАС)

2) нормативные акты, содержащие отдельные нормы монопольной/конкурентной направленности:

· ГК РФ:

Всего 2 статьи: ст. 10 и ст. 1033.

Ст. 10 содержит прямой запрет использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции. Недопустимость злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Ст. 1033 – договор коммерческой концессии. Перечень ограничений, которые могут устанавливаться по этому договору. «Ограничительные условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству”.

· ФЗ «О рекламе»:

Одна из целей, указанных в самом ФЗ – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы.

· ФЗ «О банках и банковской деятельности»

· Налоговое законодательство


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: