В России 22 марта 1991 г. был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Впервые введено понятие конкуренции в российском законодательстве.
Факторы, влияющие на формирование законодательства о конкуренции в РФ:
1) отсутствие рыночных отношений
2) сформировавшиеся государственные монополии
3) чрезмерная концентрация производства и узкая предметная специализация
Поэтому основной упор в этом законе был в основном на создание, поддержку и развитие конкурентной среды, а не столько на ее защиту.
В настоящий момент законодательство о конкуренции – это совокупность нормативных актов, которые непосредственно регулируют конкуренцию и которые содержат отдельные нормы монопольной/конкурентной направленности:
1) собственно законодательство о конкуренции:
· Конституция РФ:
Ст. 8 – принцип свободы конкуренции.
П. 2 ст. 34 – не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию рынков и недобросовестную конкуренцию.
|
|
Ст. 74 – запрещает установление таможенных границ, взимание пошлин и платежей, установление иных препятствий для свободного перемещения товаров и услуг.
· ФЗ «О защите конкуренции» 2006 г.:
Предыдущий закон утратил силу. Перед принятием новый закон очень широко обсуждался бизнес сообществом. Проект разрабатывался с участием коммерсантов, представителей союзом и т.д.
Цель ФЗ – именно защита конкуренции.
Отношения, подпадающие в сферу действия ФЗ:
- финансовые рынки
- интеллектуальная собственность
Товарный рынок теперь регулируется еще и с точки зрения зарубежных участников. Изменилось понятие доминирующего положения.
Изменились понятия монопольно-высокой и монопольно-низкой цены. При определении монопольных цен используются 2 концепции:
- концепция сравнения рынков:
Цена считается монопольно завышенной, если она в значительной степени превышает фактически оплаченную цену. За основу берутся средние цены, сложившиеся на рынке этого продукта.
- концепция ограничения прибыли:
Цена считается недобросовестно завышенной, если разница между затратами на производство и ценой продукта считается чрезмерной.
Цена считается монопольно завышенной, если субъект занимает доминирующее положение на рынке + 2 эти концепции.
· акты федеральной антимонопольной службы (ФАС)
2) нормативные акты, содержащие отдельные нормы монопольной/конкурентной направленности:
· ГК РФ:
Всего 2 статьи: ст. 10 и ст. 1033.
Ст. 10 содержит прямой запрет использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции. Недопустимость злоупотребления доминирующим положением на рынке.
|
|
Ст. 1033 – договор коммерческой концессии. Перечень ограничений, которые могут устанавливаться по этому договору. «Ограничительные условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству”.
· ФЗ «О рекламе»:
Одна из целей, указанных в самом ФЗ – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы.
· ФЗ «О банках и банковской деятельности»
· Налоговое законодательство