Конкуренция – процесс, в котором хозяйствующие субъекты, независимо действующие на рынке, ограничивают друг друга в возможности установления контроля за созданием условий на рынке.
Антипод конкуренции – монополистическая деятельность: злоупотребление хозяйствующим субъектом либо группой лиц своим доминирующим положением.
Конкуренция на товарном рынке считается здоровой, когда выполнены 2 условия:
· отсутствие барьеров для вхождения новых субъектов
· цены на рынке определяются спросом и предложением
Признаки конкурентной среды:
1) существование на рынке имущественно и организационно независимых поставщиком товаров в количестве, достаточном для возникновения между ними конкуренции
2) существование рынка имущественно и организационно независимых покупателей в количестве, достаточном для возникновения между ними конкуренции:
Независимые покупатели могут быть посредниками либо продавцами, которые реализуют товар конечному потребителю.
3) отсутствие барьеров:
Территориальные, правовые, имущественные и др. ограничения.
4) независимое экономическое поведение на рынке поставщиком и потребителей:
Отсутствие между ними сговора, соглашений, и других видов антиконкурентной деятельности.
3 группы мер, направленных на стимулирование конкурентной среды:
1) стимулирующие:
По созданию и развитию конкурентной среды.
2) ограничительные:
Вспомогательный характер. По ограничению монополистической деятельности.
3) меры ответственности:
Пресечение нарушений нормальной конкуренции.
Недобросовестная конкуренция:
Недобросовестная конкуренция в отличии от монополистической деятельности может осуществляться только активными действиями.
В состав субъектов не входят органы государственной власти и органы МСУ.
Цель – приобретение неоправданных преимущества по сравнению с другими субъектами.
Действия должны носить противоправный характер либо противоречить принципам разумности, добропорядочности.
Основные формы недобросовестной конкуренции:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации
2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств товара, его изготовителя
3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом, производимых им товаров с аналогичными товара, производимыми конкурентом
4) продажа, обмен или введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности
5) незаконное получение, использование и разглашение информации, составляющей служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну
В законе запрет может быть адресован не только хозяйствующим субъектам, но и ФОИВ, органам МСУ.