Общая характеристика мышления

Глубокое и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления, которое является высшим познавательным процессом.

Основными отличительными особенностями мышления являются обобщенность и опосредствованность отражения предметов, явлений окружающего мира, а также разнообразных связей, существующих между ними.

Если в ощущениях реальность отражается отдельными своими сторонами, качествами, признаками, а в восприятиях – в совокупности всех этих качеств, признаков, то посредством мышления осуществляется отражение таких особенностей, свойств, признаков предметов и явлений, которые обычно невозможно познать с помощью только органов чувств. И самое главное – с помощью мышления человек познает то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. Например, нельзя непосредственно наблюдать физиологические процессы в коре головного мозга, нельзя видеть строение атома, развитие человеческого общества тысячу лет назад. Однако человек познает и закономерности физиологических процессов, и строение атомов, и историю человечества. Знание закономерностей, процессов, явлений непосредственно человеком не воспринимаемых, достигается с помощью мышления.

Вскрывая существенные и закономерные связи между предметами и явлениями, человек в процессе мышления всегда обобщает единичные факты и применяет результаты обобщения – общие законы к частным, единичным случаям, явлениям, объектам. Наряду с этим мышление всегда требует оперирования уже имеющимся у человека объемом знаний. Только при этом условии возможно познание нового для человека закона или явления.

Мышление – это опосредствованное отражение реальности. Являясь обобщенным отражением действительности, мышление осуществляется посредством языка, слова.

Мышление – это отражение действительности, опосредствованное словом. Связь мышления и речи является существенной характеристикой мышления человека, отличающей его от психики животных. Мышление животных всегда остается только наглядно‑действенным, оно оперирует лишь непосредственно воспринимаемыми в данный момент предметами. С возникновением речи появляется возможность выделить из воспринимаемого объекта то или иное свойство и закрепить его в слове. Мысли всегда облекаются в словесную форму. При этом связь мышления с языком сохраняется в любом случае – выражает ли человек свои мысли вслух или думает «про себя». Разница заключается лишь в том, что, когда человек думает молча, движение мускулов речевого аппарата ослаблено.

Речь является также орудием мышления. Чем больше оттачивается словесная формулировка мысли, тем яснее становится сама мысль. Фиксирование мысли в словах позволяет в случае необходимости еще раз вернуться к этой мысли, глубже ее продумать, соотнести с другими мыслями в процессе рассуждения.

Необходимо также подчеркнуть, что только с помощью мышления решается любая проблема. Там, где перед человеком возникает проблема, где он должен дать ответы на задачи, выдвинутые самой жизнью, и начинается мышление. В некоторых случаях человек не испытывает трудностей в решении задач, но не всегда имеется необходимая информация. Поэтому для решения сложной мыслительной задачи необходимо найти недостающую информацию, ответить на промежуточные вопросы, а только потом ответить на основной вопрос. При дефиците информации при решении задачи человек высказывает предположения (гипотезы), которые могут оказаться верными или неверными в результате практической проверки.

Таким образом, мышление есть высший познавательный процесс, направленный на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений и имеющихся между ними закономерных связей.

Говоря о мышлении как наиболее высокой и совершенной стадии познания действительности, следует, однако, подчеркнуть, что мышление неразрывно связано с чувственным познанием, которое является главным информатором об окружающем мире. Ощущения, восприятия, мышление – это звенья единого акта – познания. Обычно в процессе мышления человек берет за основу познание единичного, конкретного. При обобщении он вскрывает и познает общее в единичном, отдельном факте, явлении, объекте.

Мыслительная деятельность осуществляется в практической деятельности и неразрывно связана с ней. Любой вид деятельности, любой труд включает решение мыслительных задач. Практика является источником мышления и одновременно, так же как и для ощущений и восприятий, практика для мышления есть критерий истины. Все, что бы ни познал человек посредством мышления (предметы, явления, их свойства, закономерные связи между ними), проверяется практикой, которая дает ответ на вопрос, правильно ли он познал то или иное явление, ту или иную закономерность или нет, сумел ли он в процессе мыслительной деятельности вскрыть то или иное научное положение, которое отражает объективные связи, закономерности действительности, или нет.

Являясь источником мыслительной деятельности, практика вместе с тем служит основой и главной областью применения результатов мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: