Формы и виды мышления

Существуют три основные формы мышления – понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это выражение общего и наиболее существенного в окружающих нас предметах и явлениях.

Основные понятия формируются в ходе всего исторического развития человеческого общества и являются результатом мыслительной деятельности многих поколений людей. Однако усвоение этих понятий осуществляется индивидуально каждым человеком в процессе его развития. Формирование понятия означает постоянное расширение и углубление знаний о каком‑либо явлении, предмете, о взаимосвязи между предметами и явлениями. Содержание понятия на отдельных этапах истории человечества имеет разное качество, с развитием человечества обогащается и содержание понятий.

Овладение понятием означает овладение знаниями о том или ином предмете, явлении, раскрытие существенного и закономерного в них. Чем ближе кто‑либо стоит к раскрытию сущности предмета, явления, тем быстрее он усвоит данное понятие.

Таким образом, для полного познания предмета или явления, связей между ними необходимо раскрытие существенного, наиболее характерного в них, что и представляет собой понимание.

Без понимания нет успешного усвоения знаний о действительности, нет глубокого познания реальности, так как в этом случае знания о предметах и явлениях будут поверхностными, не глубокими, не раскрывающими сущность явлений и предметов. На процесс понимания большое влияние оказывает прошлый опыт человека, богатство тех впечатлений, которые получил человек в соприкосновении с действительностью.

Часто понимание происходит постепенно, то есть процесс осмысления разбивается на ряд этапов. В этом случае понимание, проходя через определенные ступени, развертывается от смутного, недифференцированного начального понимания в сторону все более четкого и дифференцированного, более осознанного понимания. Причем «развертывание» понимания может проходить различным образом. В одних случаях человек сразу осмысливает целое, предмет в общем, но это понимание еще расплывчатое, нечеткое, и только выделение, анализ отдельных сторон, признаков целого дает возможность конкретизировать, углубить понимание этого целого. В других случаях с самого начала осмысливаются отдельные стороны, признаки предмета или явления, а понимание их в целом осуществляется только через определенное время. В любом случае понимание представляет собой сложную аналитико‑синтетическую деятельность мозга.

Мыслительные процессы осуществляются в форме суждений. В суждениях раскрывается сущность понятия.

Образование суждения означает раскрытие связи и отношения между предметами и явлениями действительности, то есть раскрытие сущности понятия.

Суждение – это утверждение или отрицание каких‑либо связей, взаимоотношений между предметами и явлениями, между их свойствами и качествами.

Знание какого‑либо закона, научного положения – это умение высказать правильное суждение, то есть раскрыть сущность содержания явления, предмета, связей между ними, сформулированных в какой‑либо закон, положение.

Каждое суждение представляет собой констатацию фактов, связей, существующих между предметами, явлениями, и насколько правильно суждение отражает эти факты связи, свидетельствует практика. Но не только практика является критерием истинности суждения. Большое значение в проверке правильности суждения имеют умозаключения.

Умозаключение – это сопоставление и анализ различных суждений и образование на этой основе новых общих или частных выводов.

Умозаключения бывают индуктивными и дедуктивными.

Индуктивный способ рассуждения (индукция) предполагает установление общих законов, правил, положений на основании рассмотрения частных, единичных фактов, случаев, явлений.

Дедуктивный способ рассуждения (дедукция) предполагает раскрытие отдельных, частных явлений, фактов на основании знания общих законов и положений.

Индукция и дедукция тесно связаны между собой. Рассуждая о том или ином явлении, предмете, человек делает умозаключения не только обобщающего характера, опираясь на отдельные признаки, качества данного предмета и явления, но и делает частные выводы, исходя из общих положений и закономерностей. Тесная связь обоих видов умозаключений способствует наиболее полному раскрытию явлений, предметов действительности. Чем лучше человек знает особенности, назначение отдельной части, отдельного свойства изучаемого объекта, тем быстрее он сможет понять его в целом, и наоборот, хорошее знание назначения предмета в целом, знание его общих свойств и закономерностей поможет быстрее осмыслить отдельные его стороны, признаки. Индукция и дедукция находятся в таких же взаимообусловленных отношениях, как и мыслительные операции анализа и синтеза. Поэтому отдавать предпочтение одному из них нельзя – в познании действительности они выполняют одну и ту же роль и не могут протекать один без другого.

В зависимости от сочетания мыслительных операций, форм мышления, их содержания, качественного уровня различают наглядно‑действенное, наглядно‑образное и словесно‑логическое мышление.

Наглядно‑действенное мышление характеризуется опорой на непосредственное восприятие предметов в процессе выполнения действий с ними.

При наглядно‑действенном мышлении слова выполняют в основном констатирующую функцию. Обычно данный вид мышления ярко проявляется в такой деятельности, специфика которой обусловливает решение мыслительных задач с одновременным подкреплением практическими действиями.

Наглядно‑образное мышление – это мышление, опирающееся на представления. Характерная черта данного вида мышления – широкое оперирование конкретными наглядными образами в процессе решения той или иной мыслительной задачи.

Отличительной особенностью словесно‑логического мышления является опора на понятия, которые отражают сущность предметов и выражаются в словах.

Словесно‑логическое мышление тесно связано с решением теоретических задач и отражает уровень развития логической стороны мышления.

Указанные виды мышления выделены условно. Наглядное мышление и словесно‑логическое мышление неразрывно связаны в едином процессе познания, поскольку всякое мышление оперирует более или менее обобщенными, абстрактными понятиями и вместе с тем основу любого процесса мыслительной деятельности составляют наглядные, чувственные образы. Да и само понятие включает в себя образ того предмета или явления, сущность которых оно раскрывает.

Словесно‑логическое мышление, вскрывая закономерности, отличительные стороны, признаки предметов и явлений, представляют собой высшую ступень мышления. Но это не значит, что вся мыслительная деятельность целиком сводится к теоретическому мышлению, к оперированию абстрактными понятиями. В решении тех или иных поставленных задач человек нередко в основном опирается на наглядно‑образные данные и в значительно меньшей мере использует абстрактно‑теоретические построения. Решение той или иной задачи требует большего участия, или абстрактных положений, или наглядных образных данных. Конечно, решение теоретических проблем больше основывается на отвлеченных, абстрактных знаниях, чем решение практической задачи. Следовательно, наглядно‑образное и словесно‑логическое мышление, являясь двумя неразрывными сторонами единого процесса мышления, вместе с тем, в зависимости от направленности процесса мышления, имеет разную характеристику. Направленность же мышления каждого человека обусловлена практикой, условиями жизни человека. Отсюда ясна обусловленность развития мышления каждого человека индивидуальным опытом, жизненными условиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: