Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека

Мышление, подчиняясь общим закономерностям, выражающимся в формах, видах мышления, у каждого человека индивидуально. Индивидуальные различия мыслительной деятельности человека есть следствие особенностей развития его ума в процессе обучения и воспитания, в процессе всей его жизни. На особенности человеческого ума оказывают влияние и динамика нервных процессов возбуждения и торможения, и определенное соотношение первой и второй сигнальных систем. Индивидуальные различия мыслительной деятельности человека проявляются в качествах ума, основными из которых являются широта, глубина, самостоятельность, критичность, гибкость и быстрота.

Широта ума проявляется в широком охвате познанием различных вопросов действительности, во всестороннем и творческом подходе к исследуемым вопросам теории и практики. Широта ума, характеризуя собой познавательную деятельность конкретного человека, основана на глубоком и всестороннем знании окружающего мира. Широтой ума отличаются все гениальные люди. Широта ума наблюдалась у таких титанов эпохи Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи.

Глубина ума означает умение проникнуть в сущность явления, события, понять причины их возникновения и предвидеть дальнейший процесс развития. Глубокий ум предполагает нахождение правильных путей и способов познания окружающего мира.

Для самостоятельности мышления характерно умение человека ставить новые задачи и самому находить соответствующие решения и ответы. Конечно, каждый человек всегда опирается на знания, опыт других людей, но человек с самостоятельным умом сознательно и творчески усваивает и использует знания, опыт других людей.

Критичность ума означает умение человека оценивать свои и чужие мысли, всесторонне проверять выводы и умозаключения. Критический ум является дисциплинированным. Человек, обладающий критическим умом, серьезно, ответственно относится к порученному делу, к своим поступкам и к поведению других.

Гибкость ума выражается в самостоятельности и свободе мысли во время выбора приемов, способов решения новых задач, новых проблем. Гибкий ум – это ум активный, ищущий, учитывающий все изменения теоретических и практических условий, ситуаций и в соответствии с этими изменениями применяющий новый способ решения задачи.

Быстрота ума характеризуется умением человека быстро разобраться в сложной обстановке, быстро обдумать и принять правильное решение. Быстрота ума проявляется в находчивости и сообразительности. Принятие быстрых и вместе с тем обдуманных решений в сложных жизненных ситуациях предполагает дисциплинированность, большую силу воли.

Все перечисленные качества ума тесно взаимосвязаны, и в целом составляют ум человека. Качества ума развиваются в процессе деятельности человека, в процессе решения мыслительных задач и зависят от способов и приемов их формирования.

Для мышления дошкольника характерна связь с действием, наглядность, которая проявляется в конкретности. Мыслительные способности ребенка возрастают с поступлением

в школу. Это связано с теми интеллектуальными задачами, которые необходимо решать школьнику в процессе обучения. Происходит расширение круга понятий, совершается переход от конкретных ко все более абстрактным понятиям, устанавливаются связи между ними. В ходе формирования понятий происходит развитие интеллектуальных операций. Под влиянием требований учебной деятельности развиваются анализ, синтез, сравнение, индуктивные и дедуктивные умозаключения. Широте и глубине мышления способствуют знания, получаемые в процессе обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: