Характеристика мыслительных операций

Любая мыслительная деятельность совершается при помощи мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации и другие. Основными

из них являются анализ и синтез. Мышление – это аналитико‑синтетическая деятельность мозга.

Анализ есть мысленное разъединение целого на части, то есть разъединение предмета, явления на отдельные стороны, признаки, свойства, составляющие в совокупности этот предмет или явление.

Синтез, наоборот, представляет собой мысленное соединение отдельных частей, признаков, свойств в целое.

Четко характеризуясь своей конкретной направленностью и являясь противоположными друг другу операциями, анализ и синтез вместе с тем неразрывны. Любой познавательный процесс отличается тесной связью и взаимообусловленностью анализа и синтеза. Без анализа нет синтеза.

Анализ и синтез всегда целенаправленны и призваны решить конкретную задачу. Анализируются и синтезируются определенные стороны, признаки, качества объектов.

Любое сравнение предполагает сопоставление каких‑либо предметов, их отношений. Сравнение всегда есть выделение тех или иных признаков, сторон предметов, причем последовательное их выделение. После установления того, как конкретный признак представлен в сравниваемых объектах, определяется сходство и различие между предметами. Следовательно, анализ – это одна из необходимых составных частей сравнения. Наряду с анализом в сравнении широкое участие принимает синтез.

Обобщение представляет собой мысленное объединение сходных по каким‑либо признакам, качествам предметов и явлений действительности.

Для вскрытия общего в явлениях и предметах окружающего мира необходимо участие не только анализа и синтеза, но и сравнения. Посредством сравнения человек определяет то общее, что имеется между отдельными объектами, явлениями, которые он объединяет в конкретную группу, категорию. За основу любого обобщения могут браться различные признаки сходных предметов. Но особое значение имеет обобщение, опирающееся на выделение не только общих, но и основных признаков, характеризующих сущность данных объектов и явлений. Обычно такое обобщение совпадает с процессом образования понятий, процессом познания определенных закономерностей, связей между предметами, явлениями и отдельными их свойствами. Любое правило, закон, понятие – есть обобщение. Короче говоря, это всегда какой‑либо общий вывод, итог, который человек делает на основе наблюдаемых им сходных явлений, фактов. И усвоение, то есть познание любого правила, закона есть не что иное, как обобщение.

Определяя общее в предметах или явлениях, а также находя различие между ними, человек начинает систематизировать или классифицировать их, то есть мысленно разделять все предметы и явления на группы и подгруппы, виды, классы, роды и так далее на основе сходства или различия.

Следует заметить, что одни и те же объекты можно классифицировать в разных направлениях – это обусловливается обычно тем, какой признак берется за основу. Обычно за основу классификации берутся наиболее существенные признаки предметов, однако, повторяем, это не исключает того, что данный объект может классифицироваться и по другим признакам. Часто это зависит от конкретной задачи и цели человека.

В процессе обобщения предметов и явлений действительности, выделения в них общего человек одновременно отвлекается от целого ряда других их признаков, сторон, которыми они отличаются друг от друга, и рассматривает то, что им выделяется. Такое мысленное отвлечение называется абстрагированием. Процесс абстракции – это познание реальности, заключающееся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении какого‑либо свойства или отношения.

Большое значение в познании действительности имеет и противоположный абстрагированию процесс – конкретизация, которая представляет собой одновременную фиксацию какого‑либо признака, какой‑либо стороны предмета, явления вне учета других сторон, признаков предмета и явления в целом. Конкретизация всегда предполагает мысль об общем, являясь своего рода связующим звеном между обобщением и данными чувственного опыта. Общее легче и быстрее понимается через конкретные примеры, стороны, явления, в которых содержится это общее.

Абстракция обусловливает «проникновение вглубь» предмета, явления; без абстракции невозможно познать сущность изучаемого.

В процессе познания перечисленные мыслительные операции тесно связаны между собой и настолько взаимообусловлены, что обычно невозможно даже приблизительно их расчленить. Решая ту или иную задачу, человек использует мыслительные операции «в комплексе». В зависимости от сложности решаемых задач складывается определенная структура этого комплекса – более сложная или менее сложная. Мыслительные операции служат фундаментом формирования понятий. Без участия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации невозможен процесс мышления как процесс оперирования понятиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: